Online консультант сайта ЦНТД Регламент
Система Техэксперт: Банк документов Новинка! Система Техэксперт: Нефтегазовый комплекс Новинка! Система Техэксперт: Машиностроительный комплекс Закажите бесплатный онлайн доступ к системам Техэксперт

Техническое регулирование. Проблемы и решения.

"О роли национальных стандартов на современном этапе в промышленности и в строительном комплексе" Доклад на научно-практической конференции, посвященной Всемирному Дню Стандартов 14 октября 2008 года

Заместитель руководителя Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии
С.В.Пугачев

г.Москва
2008 год

Каждый год 14 октября ученые и инженеры, работники промышленности и представители бизнеса отмечают Всемирный день стандартов.

Именно в этот день 1946 года в Лондоне в помещении Института гражданских инженеров открылась конференция национальных организаций стандартизации, где 25 стран, включая СССР, учредили новую Международную организацию по стандартизации - ИСО.

В 1970 г. президент ИСО, которым в то время был г-н Фарук Сунтер (Турция), предложил отмечать 14 октября как Всемирный день стандартов, чтобы еще раз подчеркнуть важность стандартизации для всей мировой экономики, активизировать роль стандартизации как основного подспорья не только промышленности и торговли, но и правительств, и потребителей всего мира.

С другой стороны, учреждение Всемирного дня стандартов должно было стать знаком уважения к деятельности сотен тысяч добровольцев со всего мира, развивающих стандартизацию.

Каждый год в преддверии своего профессионального праздника специалисты осмысливают девиз очередного Всемирного дня стандартов. Сегодня этот девиз звучит как: "Интеллектуальные, экологичные и энергосберегающие здания".

Главной темой Всемирного дня стандартов - 2008 стала стандартизация в индустрии, создающей среду обитания современного человека.

Сегодня строительство превратилось в одну из наиболее мощных отраслей мировой экономики, создающей жилые, торговые, производственные и общественные здания (сооружения) для миллиардов людей и обеспечивающей рабочими местами миллионы людей. Строительная индустрия превратилась в одну из крупнейших мировых отраслей экономики, оказывающую значительное влияние на все три направления устойчивого развития - экономическое, социальное и экологическое.

Главной темой Всемирного дня стандартов (ВДС) в 2008 году стала стандартизация в строительной индустрии, способствующая обеспечению устойчивого развития. "Устойчивое развитие" по определению Комиссии ООН по проблемам окружающей среды и развития "удовлетворяет потребности нынешнего поколения, не принося в жертву возможности будущих поколений, удовлетворять свои потребности.

Действительно, здания и сооружения, будь то жилые, административные, производственные или общественные здания и сооружения, спортивные, торговые и др. комплексы, все они представляют собой значительную часть экономических активов частных лиц, организаций и стран. Эта отрасль экономики является крупнейшим работодателем, имеющим мировой рыночный объем свыше 3 трлн. дол. США и обеспечивающим около 7% мировой занятости населения. Строительная индустрия не только создает рабочие места, но и поддерживает экономическую активность. По подсчетам зарубежных аналитиков (Совет по исследованиям и инновациям в строительстве) каждый вложенный в строительство доллар приносит в других секторах прибыль в 3 доллара.

В наши дни современные здания должны отвечать многочисленным требованиям по защите от пожаров и наводнений, террористических атак и природных стихийных бедствий, обеспечивать максимально эффективное расходование энергии, оказывать минимальное негативное воздействие на окружающую среду. Современные здания должны быть оборудованы информационными коммуникационными сетями, а также необходимыми средствами для людей с ограниченными возможностями.

Строительные материалы и процессы оказывают влияние на здоровье и безопасность строителей и людей, которые живут или работают в зданиях, а качество зданий непосредственно влияет на качество жизни.

С точки зрения экологии строительная отрасль, с одной стороны, является крупнейшим потребителем природных ресурсов, а с другой - производителем огромного количества отходов и загрязнений. Кроме того, здания потребляют большое количество энергии, выбрасывая при этом в атмосферу парниковые газы.

Национальные и международные стандарты, принятые на основе консенсуса, создают прочную основу для деятельности проектировщиков и архитекторов, собственников и органов государственной власти по строительству зданий, отвечающих качества, надежности и безопасности.

Конструктивные системы здания, системы водоснабжения и освещения, обеспечения безопасности и кондиционирования воздуха, внутренний транспорт и отопление, сложнейшая автоматика и информационные системы, в наших домах, офисах, производственных помещениях, стадионах, торговых комплексах и других общественных зданиях - всё это подчинено нормам и требованиям, заложенным в стандарты и технические регламенты.

1. Роль стандартизации в обеспечении устойчивого развития общества

В современном обществе стандартизация является важнейшим инструментом решения социальных и экономических задач общества, нормативно-технической базой устойчивого развития общества в экономической, социальной и экологической сферах. Глобализация мировых общественных процессов, создание современной конкурентоспособной отечественной промышленности и международная интеграция отечественных предприятий промышленности неразрывно связаны с развитием стандартизации.

Роль и статус стандартизации, как эффективного инструмента реализации социально-экономической политики государства, обеспечения безопасности, снижения технических нетарифных барьеров в торговле существенно возрастает, что подтверждается повышением внимания к стандартизации на международном и национальном уровнях.

Наиболее ярким тому примером является принятие в Российской Федерации Концепции развития национальной системы стандартизации.

Концепция развития национальной системы стандартизации до 2010 года (далее - Концепция) в феврале 2006 г. была одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации и принята к исполнению. В Концепции определены стратегические цели национальной стандартизации, важнейшими из которых являются:

За период с момента принятия Концепции разработан и успешно выполняется межведомственный план по ее реализации. Двухлетняя деятельность Ростехрегулирования по выполнению этого плана была одобрена на заседании Правительственной комиссии по техническому регулированию в марте 2008 года.

Особое внимание в плане реализации Концепции уделено развитию нормативно-правовых основ стандартизации.

Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:

Со дня вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" (с 1 июля 2003 года) утратил свою силу Закон Российской Федерации "О стандартизации" и все правовые основы стандартизации оказались сосредоточенными в Федеральном законе "О техническом регулировании".

Вместе с тем федеральный закон "О техническом регулировании" не решил всех проблем в области стандартизации. Об этом говорится, в том числе, в Концепции: "В Федеральном законе "О техническом регулировании" не в полной мере отражены положения, определяющие понятие, структуру, статус, участников национальной системы стандартизации, приоритетное применение национальных стандартов, вопросы финансирования деятельности по разработке международных и межгосударственных стандартов. Кроме того, указанным Законом не предусмотрены отраслевые стандарты и другие нормативные документы, значение которых для производителей продукции остается весьма существенным".

Концепция (раздел III) предполагала в целях совершенствования законодательных основ национальной системы стандартизации внесение изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон "О техническом регулировании".

Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" № 65-ФЗ был подписан Президентом Российской Федерации 1 мая 2007 г.

В соответствии с принятыми изменениями к закону:

Кроме того, теперь на законных основаниях членами технических комитетов по стандартизации могут быть юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации, без которых невозможно обеспечить баланс интересов при разработке стандартов.

Вместе с тем, следует отметить, что даже внесение всех изменений в закон "О техническом регулировании" в принципе не позволит решить все проблемы в области стандартизации и технического нормирования в стране.

Дело в том, что все вопросы стандартизации в настоящее время регламентируются законом "О техническом регулировании", основанном на Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле (далее - Соглашение ТБТ ВТО), имеющем сугубо узкую цель содействия международной торговле промышленными и сельскохозяйственными товарами, ограниченную область применения, специальный статус стандартов и не распространяющимся на правительственные закупки, вопросы обеспечения обороноспособности и целый ряд важнейших социально-значимых сфер (охрана труда, экология, профилактика заболеваний, оказание медицинской помощи, обеспечение функционирования единой сети связи РФ и др.).

Существующие проблемы в области национальной системы стандартизации связаны прежде всего с тем, что сфера применения стандартизации значительно шире, чем сфера технического регулирования. Перечень документов по стандартизации, их статус, правила их разработки и применения могут, а в ряде случаев должны быть принципиально иными по сравнению с установленными в законе "О техническом регулировании".

Учитывая важнейшую роль стандартизации в реализации государственных социально-экономических программ и в решении социальных задач: стандартизация услуг, обеспечение условий безопасного функционирования производственной и социальной среды, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности и т.д., необходимо четко определить на законодательном уровне основы государственной политики в области стандартизации.

Анализ зарубежной практики правового регулирования стандартизации на национальном уровне показывает, что большинство стран имеют в своем законодательстве отдельные законы о стандартизации (Австрия, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Израиль, Китай, Республика Корея, Мексика, Новая Зеландия, Япония и др.), законы о создании и правовом статусе национальной организации по стандартизации, договоры (меморандумы о взаимопонимании) между правительствами и национальными организациями по стандартизации. При этом законы большинства развитых стран, регулирующие такие социально-экономические сферы, как охрана здоровья населения, охрана труда, контроль и охрана окружающей среды, защита интересов и прав потребителей, используют для конкретизации своих требований национальные стандарты.

Таким образом, для по восстановления на законодательном уровне статуса и значения системы стандартизации в Российской Федерации, исключения существующих правовых пробелов в стандартизации и охвата областей обеспечения национальной безопасности, обороноспособности, обязательной социальной сферы, охраны труда, экологии и т.д. необходима разработка федерального закона "О стандартизации".

Предложения Ростехрегулирования по разработке Федерального закона "О стандартизации" были поддержаны федеральным органом по техническому регулированию - Минпромторгом России, а также рассмотрены и одобрены на заседании Правительственной комиссии по техническому регулированию.

Так, во исполнение приказа Минпромэнерго России от 6.02.2008 г. № 41 и Минпромторга России от 28.07.2008 № 40 по плану организации законопроектных работ министерства на 2008 год осуществляется подготовка проектов концепций и соответствующих Федеральных законов:

- "О стандартизации";
- "О внесении изменения в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
- "О внесении изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации".

Федеральный закон "О стандартизации" совместно с Федеральным Законом "О техническом регулировании" составит новую, отвечающую современным требованиям и тенденциям правовую основу для поддержки и обеспечения эффективного развития национальной системы стандартизации в нашей стране.

Проект Федерального закона "О стандартизации" (законопроект) обеспечивает реализацию основных направлений развития национальной стандартизации, устанавливая правовые и организационные основы стандартизации, в целях решения государственных задач:

Законопроект создает правовую основу для решения задач, обеспечивающих эффективное применение инструментов стандартизации, путем разработки документов по стандартизации, создания систем и комплексов стандартов, систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции, систем обеспечения качества продукции и управления производством, систем обеспечения единства измерений, систем поиска и передачи данных; создания доказательной базы выполнения требований технических регламентов, проведения работ по унификации.

При этом действующий в настоящее время Федеральный закон "О техническом регулировании" направлен на решение государственных задач только в правовом поле технического регулирования, где национальные стандарты и (или) своды правил обеспечивают соблюдение требований технических регламентов на добровольной основе.

Законопроект формирует стандартизацию как систему правовых отношений между всеми субъектами - участниками работ в области стандартизации, определяя статус и роль стандартизации как ключевого фактора поддержки государственной социально-экономической политики и эффективного инструмента обеспечения конкурентоспособности отечественной промышленности.

Заложены принципы проведения работ в области стандартизации, основными из которых являются: открытость, прозрачность и планирование работ, достижение при разработке и принятии стандартов консенсуса всех заинтересованных сторон, недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации.

В законопроекте закреплены цели и основные направления государственной политики в области стандартизации, которая обеспечивается формированием и реализацией единой политики, участием в работах в области стандартизации органов государственной власти всех уровней, государственных корпораций, обеспечением координации такой работы, участием в работе по международной, региональной и межгосударственной стандартизации, поддержкой бизнес-сообщества в работах в области стандартизации, государственного материального и финансового обеспечения проведения таких работ.

В Законопроекте установлен порядок разработки и утверждения документов по стандартизации. Установлены этапы разработки и утверждения документов по стандартизации, внесения в них изменений. Раскрывается терминологическая база, расширяющая понятийный аппарат в области стандартизации. Введены термины "международные", "региональные" и "межгосударственные" стандарты, которые широко применяются, но определения которых не были закреплены на законодательном уровне. Дополнительно также, включены определения терминов "отраслевые стандарты", "стандарты саморегулируемых организаций", "предварительные стандарты", "национальная справочная служба стандартизации", "государственный военный стандарт". Отраслевые стандарты применяются на добровольной основе до разработки соответствующих национальных стандартов или сводов правил.

Определены условия разработки предварительных стандартов - это необходимость внедрения перспективных требований международных и региональных документов по стандартизации, а также накопления необходимого опыта и сведений об объекте стандартизации при отсутствии национального стандарта.

Законопроект устанавливает организационную структуру национальной системы стандартизации, включающей Национальный орган по стандартизации, органы государственной власти всех уровней, технические комитеты по стандартизации, совещательные органы по стандартизации, подсистемы национальной системы стандартизации, государственные корпорации, общественные советы по стандартизации при органах государственной власти субъектов Российской Федерации; структурные подразделения в организациях и на предприятиях, ответственных за проведение работ по стандартизации, других субъектов, деятельность которых связана с работами в области стандартизации (общественные организации и объединения, организации, потребители, бизнес-сообщество и др.).

Наиболее значимыми новеллами в статьях, определяющих функции участников национальной системы стандартизации, являются:

Существенно расширена роль технических комитетов по стандартизации в выполнении работ по национальной и международной стандартизации. Установлены их функции в разработке и экспертизе документов по стандартизации, планировании работ по стандартизации, где технические комитеты являются основной экспертной организацией.

Одной из важнейших статьей Законопроекта является статья, определяющая порядок применения документов по стандартизации, в том числе применения документов по стандартизации в действующем законодательстве, в нормативных правовых актах, договорах, контрактах, соглашениях, применения международных, региональных, межгосударственных стандартов и национальных стандартов других стран. Безальтернативный подход добровольного применения национальных стандартов не соответствует зарубежной законотворческой практике и, как показывает опыт, приводит к серьезным социально-экономическим затратам.

В современных условиях глобализации рынков возрастает роль международной стандартизации, как механизма продвижения и обеспечения интересов РФ в экономической сфере на международном уровне. Поэтому особое место в Законопроекте занимает статья, связанная с международным сотрудничеством. Определены формы международного сотрудничества - это участие в работе руководящих органов международных и региональных организаций по стандартизации, участие в работе технических комитетов по стандартизации, разработка международных, региональных и межгосударственных стандартов. Участие в работе по международной и региональной стандартизации определено для всех субъектов национальной системы стандартизации, при главенствующей роли национального органа по стандартизации.

В Законопроекте закреплены положения, направленные на обеспечение государственных финансовых гарантий деятельности в области стандартизации. Определены источники финансирования, которые включают не только федеральный бюджет, но и другие внебюджетные источники. Определен перечень работ в области стандартизации, подлежащих обязательному бюджетному финансированию, а также работ, расходы на которые могут подлежать бюджетному финансированию.

С принятием Федерального закона "О стандартизации" в Российской Федерации создается правовая база для проведения работ по стандартизации, построения национальной системы стандартизации, отвечающей современным требованиям и позволяющей решать широкий круг государственных и социально-экономических задач для обеспечения суверенитета страны, единства и целостности ее экономического пространства, диверсификации экономики, преодоления технологического отставания, модернизации российской экономики в целях повышения ее конкурентоспособности.

Основные положения разрабатываемого Федерального закона "О стандартизации" будут способствовать эффективному развитию стандартиза-ции в строительной отрасли.

Создание современной доказательной базы - стандартов и сводов правил в строительстве крайне актуально, учитывая, что в число первоочередных технических регламентов, которые должны быть в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" разработаны до 1 января 2010 года вошли регламенты в области строительства:
- о безопасности строительных материалов и изделий;
- о безопасности зданий и сооружений.

В принятых изменениях к ФЗ "О техническом регулировании" реализован принцип "презумпции соответствия", заключающийся в том, что применение на добровольной основе национальных стандартов и (или) сводов правил, включенных в соответствующий перечень, обеспечивает выполнение требований технического регламента. Национальный орган по стандартизации, до вступления в силу технического регламента, утверждает такой перечень национальных стандартов и (или) сводов правил. При этом "применение на добровольной основе национальных стандартов и (или) сводов правил является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения национальных стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия национальным стандартам и (или) сводам правил".

Таким образом, национальные стандарты и своды правил уже законодательно составляют основу доказательной базы технических регламентов и будут применяться:
предприятиями - при установлении требований к продукции в процессе разработки и производства продукции,
декларантами, испытательными лабораториями и органами по сертификации - при подтверждении требований регламентов в процессе декларирования и сертификации,
органами власти - при проведении государственного контроля (надзора).

Для осуществления функциональных и структурных преобразований национальной системы стандартизации только в 2007-2008 годах создано и реорганизовано 23 технических комитета по стандартизации (ТК) и упразднено - 7.

Созданы Общественный совет по стандартизации и оценке соответствия при Ростехрегулировании и, совместно с РСПП, - межотраслевые советы по стандартизации в нефтегазовом, агропромышленном, металлургическом комплексах, в области информационных технологий, а также Межотраслевой совет по стандартизации в строительном комплексе.

В ноябре 2008 года запланировано создание при РСПП межотраслевого совета по техническому регулированию и стандартизации в области производства и оборота химических веществ и продукции.

В соответствии с разработанным технико-экономическим обоснованием расходов, финансируемых из средств федерального бюджета на период 2008-2010 годы, объем бюджетного финансирования работ по национальной стандартизации в 2008 г. увеличен в 5 раз по сравнению с 2007 г.

Запланировано увеличение показателя ежегодного обновления фонда стандартов до 7%, начиная с 2009 года. Разработано пять перспективных программ развития национальных стандартов в ряде секторов экономики Российской Федерации. В рамках программы разработки национальных стандартов на 2007 г. утверждено 467 ГОСТ Р, в 2008 планируется утвердить 677 ГОСТ Р. В 2007-2008 годах в целях обеспечения требований технических регламентов будет разработано 1150 национальных и межгосударственных стандартов.

Введена в опытную эксплуатацию автоматизированная система сбора и обработки информации о ходе разработки национальных стандартов "Мониторинг НД". Осуществлен переход на электронный обмен данными с ТК и подведомственными НИИ. Внедряется система электронного голосования в рамках Межгосударственного совета по стандартизации.

Разработана и утверждена типовая программа обучения экспертов по стандартизации. Зарегистрирована Система добровольной сертификации экспертов по стандартизации.

Решение основных задач, определенных Концепцией, является одним из важнейших условий преодоления существующего технологического отставания и вхождения России в мировое экономическое пространство в качестве одного из технологических лидеров.

О роли стандартизации в решении приоритетных задач в сфере строительства

Стандарты, применимые к современному строительству, повышают эффективность производства, оптимизируют ресурсы, распространяют знания, способствуют свободной торговле и здоровой конкуренции и упрощают проектирование и планирование зданий. Среди дополнительных выгод следует отметить снижение, благодаря конкуренции, цен на изделия и услуги, более высокое качество и безопасность, уменьшение эксплуатационных расходов, снижение числа аварий и быстрое распространение новых технологий для улучшения качества жизни пользователей и жильцов зданий.

Роль национальной стандартизации в решении приоритетных задач в строительной отрасли проявляется многоаспектно, в том числе через установление строительных норм и правил, требований к эксплуатационным характеристикам зданий и сооружений, их безопасности, надежности, качеству строительных материалов и т.п.

В настоящее время отечественная нормативная база строительного комплекса представляет собой массив разных видов документов, имеющих разный уровень утверждения.

Так по состоянию на 1 января 2008 года в строительстве действует:

СНиП - 140
СП - 101
ТСН - 182
СН - 45
ВСН - 16
РСН - 24
ГОСТ Р - 27
ГОСТ - 658
СТ СЭВ - 43
РДС - 19

Деятельность по стандартизации в строительной индустрии направлена на реализацию целей и задач, намеченных Концепцией развития национальной системы стандартизации.

В связи с формированием новой системы технического регулирования в строительстве первоочередной задачей в настоящее время является проведение анализа всей нормативной базы, ее упорядочение и обновление. Работы в области стандартизации по актуализации и разработке новых стандартов активно проводятся техническими комитетами по стандартизации ТК-465 "Строительство" и ТК 464 "Конструкции строительные стальные" в соответствии с ежегодно утверждаемой Ростехрегулированием Программой разработки национальных стандартов на текущий год.

Во исполнение положений Федерального закона "О техническом регулировании" и Концепции развития национальной системы стандартизации в 2007 году ОАО "ЦНС" была разработана и утверждена Ростехрегулированием в 2007 г. Перспективная программа стандартизации в области строительства на 2008-2011 г.г. В работах по ее формированию принимали участие более чем 30 научно-исследовательских, проектных и производственных организаций строительного комплекса.

При формировании перспективной программы были учтены следующие приоритеты:

В Программу включены стандарты, содействующие выполнению целевых программ развития строительного комплекса, в т.ч. "Доступное жилье" и "Сочи". Важнейшей задачей на перспективный период является дальнейшая гармонизация национальных стандартов с международными стандартами ИСО и СЕН.

Около 50 % стандартов, включенных в Программу, предусматривают работы по гармонизации. ТК 465 "Строительство" впервые в строительном комплексе приступил к разработке идентичных европейских стандартов на методы определения свойств теплоизоляционных материалов на основе минеральной ваты, применяемых в строительстве. Эти работы будут продолжены в 2008-2010 гг. В запланированный период намечены широкомасштабные работы по гармонизации c европейскими стандартами национальных стандартов на битумные и битумнополимерные кровельные и гидроизоляционные материалы.

В настоящее время большое внимание уделяется экономии топливно-энергетических ресурсов, вопросам энергосбережения. В строительстве значительная часть потерь тепловой энергии проходит через стены и остекление зданий и сооружений. В Программу включен стандарт, устанавливающий метод определения сопротивления теплопередачи стекла и изделий из него. Кроме того, разработана Программа стандартизации фасадных теплоизоляционных систем, которые в настоящее время нашли широкое применение в строительстве. Применение систем дает резкое сокращение затрат энергии на обогрев здания и повышения комфортности жилья.

Программа содержит 180 тем по разработке, пересмотру и отмене стандартов, в том числе национальных и межгосударственных стандартов.

Большое внимание в Программе уделено разработке межгосударственных стандартов с целью сохранения единого нормативного поля стран-членов СНГ.

Программа содержит не менее 40 % тем по разработке межгосударственных стандартов.

Главной темой Всемирного дня стандартов (ВДС) в 2008 году стала стандартизация в строительной индустрии, способствующая обеспечению устойчивого развития.

Важнейшими факторами, тесно взаимосвязанными и определяющими наиболее значимые тенденции в развитии современного строительного процесса являются:

Учитывая эти проблемы и факторы, чрезвычайно важно всем заинтересованным участникам процесса современного строительства зданий и инфраструктуры использовать принципы устойчивого развития.

В соответствии с Программой 21 ООН устойчивость (обеспечение учета будущих потребностей) имеет экологические, социальные и экономические аспекты.

В этом плане "самыми прогрессивными продуктами современного строительства", в максимально возможной степени отвечающим указанным принципам, можно считать так называемые "умный дом" и "интеллектуальное здание".

"Умный дом" - это жилое здание, оснащенное домашней сетью из бытовых приборов и домашней системой, с помощью которой можно передавать команды, сигналы управления, данные, аудио- и видеоинформацию на эти приборы по кабелям или беспроводным каналам.

Индустрия домашних систем начала интенсивно развиваться с середины 80-х годов XX в. Сегодня в кредитование сетевых технологий и компонентов сетей для домашних систем инвестируется приблизительно 1 млрд. дол. США.

"Умный дом" позволяет осуществить подсоединение любого вновь приобретаемого электроприбора к домашней сети.

Интеллектуальное здание или сооружение - это здание, в котором осуществлено объединение систем управления и обслуживания.

Суть этого объединения выражается целенаправленным интегрированием в единый системный комплекс всех важнейших сетей инженерно-технического оборудования современного здания:

Координирующую роль при совместном функционировании всех этих сетей выполняет система регулирования на основе прямого автоматизированного контроля. Ее применение предполагает автоматическую установку оптимальных микроклиматических, световых и др. параметров для каждого помещения (каждой группы помещений) в зависимости от изменения режима эксплуатации и условий внешней среды, что в крупных зданиях площадью свыше 8 тыс.м2 позволяет снизить энергопотребление более чем на 20 %.

Системы показали достаточно высокую эффективность и при использовании в небольших зданиях, что послужило причиной все более широкого их использования в односемейных и многоквартирных жилых домах.

О реализации требований обеспечения энергоэффективности и ресурсосбережения в строительной индустрии

Считается, что строительные работы используют около половины всех ресурсов, извлекаемых из природы. Наиболее значительными являются возросшее потребление энергии и обусловленное этим выделение газов, вызывающих парниковый эффект. Так как в настоящее время срок полной амортизации зданий в среднем составляет 80 лет, заложенные в проекте характеристики будут иметь долговременные последствия для эксплуатации зданий и экологического воздействия.

Они должны учитывать возрастание энергии, вырабатываемой в зданиях, с точки зрения принципов устойчивого развития для уменьшения количества GHG, выделяемого в течение их эксплуатации.

Не случайно поэтому требования обеспечения энергоэффективности и ресурсосбережения в строительстве зданий и сооружений являются приоритетным. Они адекватно отражают политику государства в области энергосбережения.

Важность задачи энергосбережения и энергоэффективности обуславли-вает проведение государством энергосберегающей политики, которая заключается в правовом, организационном и финансовом регулировании деятельности в области энергосбережения и определена Федеральными законами Российской Федерации "Об энергосбережении" и "Об электроэнергетике".

В Европейском Союзе разработаны документы по новой энергетической политике, борьбе с изменением климата, поддержанию энергобезопасности и конкурентоспособности.

Документы устанавливают ряд амбициозных целей по снижению парниковых газов и применению возобновляемых источников энергии, созданию надёжного внутреннего энергетического рынка и усилению его регулирования.

В своей стратегии Европейский союз предлагает к 2020 году довести долю возобновляемых источников энергии до 20 % от всей потребляемой энергии.

В декабре 2002 года ЕС и Парламентом была одобрена Директива 2002/91/ЕС по энергетическим характеристикам зданий, которая вступила в силу в январе 2003 года.

Выполнение Директивы будет строго контролироваться ЕС. Задача ЕС - представить государствам-членам необходимые инструменты для разработки интегрированных методик расчета энергоэффективности зданий.

В рамках международной деятельности 27 апреля 2007 г. Министерством промышленности и торговли Российской Федерации подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере энергетики с Международным энергетическим агентством (МЭА).

23 сентября 1994 г. подписан Меморандум о взаимопонимании между Российской Федерацией и США в области стандартизации энергетической эффективности оборудования и новых зданий.

Пути решения задач энергоэффективности и энергосбережения в строительной индустрии

Как показывают результаты прогнозирования энергетических перспектив развития общества, наиболее выигрышны сегодня два пути повышения энергоэффективности объектов строительства:

Мероприятия, соответствующие преимущественной ориентации на один из этих путей, имеют принципиальные отличия и позволяют выделить два класса энергоэффективных зданий - использующих и не использующих энергию природной среды.

К возобновляемым источникам энергии, многие из которых имеются практически повсеместно относятся: энергия солнца, геотермальная, гидротермальная и аэротермальная энергия, кинетическая энергия воздушных потоков, кинетическая энергия водных потоков, энергия биомассы.

Однако очевидно, что в целом энергоэкономичность и энергоактивность зданий следует трактовать как два уровня решения единого комплекса энергетических и экологических проблем.

Центральное место в процессе проектирования энергоэффективных зданий (в т.ч. в условиях реконструкции) занимает оценка и регулирование энергетического баланса, т.е. структуры и величины энергопоступлений от различных источников и фактических энергозатрат, как в целом по зданию, так и в отдельных его помещениях.

Данные исследователей большинства государств, озабоченных проблемами энергосбережения в строительстве, показывают, что наибольшие энергозатраты приходятся, как правило, на:

Исходя из общей структуры энергетического баланса зданий, можно определить основные пути повышения их энергоэффективности. В частности, это:

Экономический эффект от различных энергосберегающих мероприятий, проводимых в соответствии с данными принципами в условиях России, отечественные специалисты оценивают:

При этом привлечение нетрадиционных источников энергии (солнца, ветра, вторичных ресурсов и т.п.), по расчетам этих же специалистов, может обеспечивать от 15% до 40% снижения энергопотребления ежегодно. (Имея ввиду, что средняя норма прибыли в большинстве развитых стран мира составляет 10-15%, можно говорить о достаточно высокой экономической коммерческой привлекательности этих энергосберегающих мероприятий).

Как видно, наиболее высокие показатели энергетической эффективности относятся к оптимизации работы систем инженерного обеспечения и использованию энергии природной среды.

Стандартизация в области энергосбережения

В Российской Федерации вопросами стандартизации энергосбережения технические комитеты по стандартизации ТК 19, ТК 232 и ТК 349.

В этой связи следует упомянуть об отсутствии на международном уровне технических комитетов (ИСО/МЭК) по энергосбережению и энергоэффективности.

С целью создания нормативной базы энергосбережения специалистами данных организаций разработан и введен в действие комплекс национальных стандартов, посвященных ресурсосбережению.

Необходимо ускорить разработку стандартов, устанавливающих требования к интеллектуальным домам, их энергоэффективности и безопасности.

Стандартизация в области безопасности

Одним из важнейших приоритетов развития национальной стандартизации на ближайшую перспективу является разработка национальных стандартов, обеспечивающих на добровольной основе соблюдение требований технических регламентов. Разработка национальных стандартов будет осуществляться на основе системного подхода, предусматривающего обеспечение соподчиненности технических регламентов и национальных стандартов и сводов правил, устанавливающих требования безопасности. В соответствии с Программой, утвержденной Правительством Российской Федерации, предусматривается разработать 41 технический регламент, в том числе 17 первоочередных регламентов, предусмотренных Федеральным законом "О техническом регулировании".

Перспективная программа по стандартизации в строительстве во многом направлена на нормативное обеспечение основных технических регламентов в строительстве: "О безопасности зданий и сооружений" и "О безопасности строительных материалов". С целью выполнения требований ТР "О безопасности зданий и сооружений" в Программу включены темы по разработке новых и пересмотру действующих стандартов, направленных на обеспечение:

ТР "О безопасности строительных материалов" обеспечивается требованиями стандартов, регламентирующих безопасность изготовления, транспортирования и хранения строительных материалов. в число которых входит проект технического регламента "О безопасности строительных материалов и изделий". В 2008 году предстоит разработать 35 национальных стандартов, поддерживающих данный первоочередной технический регламент

Расчеты показывают, что в период с 2008 по 2010 год предстоит в общей сложности разработать более 3,5 тысяч национальных стандартов, обеспечивающих формирование доказательной базы, в т.ч. 162 стандарта для доказательной базы технического регламента "О безопасности строительных материалов и изделий". В последующем утвержденные документы предусматривается включить в утверждаемые Ростехрегулированием перечни национальных стандартов, в результате применения которых будет обеспечиваться соблюдение требований принятых технических регламентов.

Стандартизация как средство обеспечения доступности зданий и сооружений для лиц с ограниченными физическими возможностями

Доступность производственных, административных и жилых зданий для лиц с ограниченными физическими возможностями, в том числе инвалидов и пожилых людей, обеспечивается:

Взаимную увязку всех трех составляющих доступности зданий и сооружений для лиц с ограниченными физическими возможностями обеспечивают национальные стандарты на технические средства для инвалидов и соответствующие своды правил и национальные стандарты в области строительства.

Проведение работ по стандартизации специального оборудования, обеспечивающего доступность зданий и сооружений для лиц с ограниченными физическими возможностями, и индивидуальных технических средств реабилитации этих лиц обеспечивает национальный технический комитет ТК 381 "Технические средства для инвалидов" во взаимодействии с другими техническими комитетами, например ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов", ТК 30 Электромагнитная совместимость технических средств", ТК 22 "Информационные технологии", ТК 11 "Медицинские приборы, аппараты и оборудование" и др.

К настоящему времени разработано и действует 74 национальных стандарта, обеспечивающих лицам с ограниченными физическими возможностями и пожилым людям возможность пользоваться в значительной мере преимуществами интеллектуальных и энергоэффектив-ных зданий; свыше половины этих стандартов гармонизированы со стандартами ИСО и МЭК.

Дальнейшее развитие работ по стандартизации специального оборудования, зданий и сооружений и индивидуальных технических средств реабилитации обеспечивается "Перспективной программой стандартизации в области социальной защиты населения на 2008-2011 годы", утвержденной Ростехрегулированием в 2008 г.

Заключение

Основой решения поставленных в строительной индустрии задач, в том числе предложений по созданию в качестве дома будущего "умного дома" и "интеллектуального здания", должно стать развитие национальной системы стандартизация, которая является важнейшим фактором поддержки государственной социально-экономической политики в области энергоэффективности, повышения уровня безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечивает охрану окружающей среды, защиту интересов потребителей, содействует обеспечению качества жизни, развитию добросовестной конкуренции, продвижению инноваций, снижению технических барьеров в торговле и экономию всех видов ресурсов, активизации бизнеса в деятельности по стандартизации.

Реализация этих задач прежде всего будет обеспечиваться положениями разработанного проекта ФЗ "О стандартизации". С принятием Федерального закона "О стандартизации" в Российской Федерации создается правовая база для проведения работ по стандартизации, построения национальной системы стандартизации, отвечающей современным требованиям и позволяющей решать широкий круг государственных и социально-экономических задач в том числе в области строительства и промышленности строительных материалов.

В заключение я хотел бы еще раз напомнить участникам конференции, что стандарты - это воплощенные опыт и знания самого общества, направленные на решение реальных технических, социальных и экономических проблем в нашем общем мире, в государстве, в каждом доме.

Благодарю за внимание! Еще раз поздравляю всех с Всемирным Днем стандартов!

Заместитель руководителя Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии
С.В.Пугачев

г.Москва
2008 год

<<< к другим материалам