Online консультант сайта ЦНТД Регламент

Техническое регулирование. Проблемы и решения.

Технические условия в законе

Федеральный закон "О техническом регулировании" устанавливает, что техническая документация должна содержать:

- основные параметры и характеристики продукции, а также ее описание в целях оценки - - соответствия продукции требованиям технического регламента (TP);

- описание мер по обеспечению безопасности продукции на одной или нескольких стадиях проектирования (включая испытания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Установлено также, что техническая документация может содержать общее описание продукции, конструкторскую и технологическую документацию на продукцию, схемы компонентов, узлов, цепей, описания и пояснения, необходимые для понимания указанных схем, а также результаты выполнения проектных расчетов, проведенного контроля, иные документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям ТР.

При этом дано разъяснение, что состав указанной технической документации может уточняться соответствующим ТР, а в случае если документы в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение его требований, применялись частично, в технической документации указываются применяемые разделы указанных документов.

В ФЗ не дано определение понятия "техническая документация", а определения, представленные в различных источниках, существенно отличаются.

В словаре-справочнике по техническому регулированию (Аронов И.Э., Теркель А.Л., Рыбакова А.М. М:РИА "Стандарты и качество", 2007) дано следующее определение: "Техническая документация — документация, содержащая технические требования для непосредственного использования при проектировании, производстве, обращении, эксплуатации, утилизации продукции".

К этому определению дается пояснение, что техническая документация — обобщенное понятие, которое, в зависимости от назначения, может включать проектную, конструкторскую, технологическую, эксплуатационную документацию.

Согласно данному определению, к технической документации можно отнести и ТР, и национальные стандарты, и своды правил, которые содержат технические требования для не посредственного использования при проектировании, производстве и т.п.

Определение, представленное в ГОСТ Р 1.4 "Стандарты организаций. Общие положения", устанавливает, что "техническая документация (на продукцию) — совокупность документов, необходимая и достаточная для непосредственного использования на каждой стадии жизненного цикла продукции".

Данное определение достаточно близко к предыдущему, поскольку указывает на все стадии жизненного цикла продукции без их перечисления. Согласно этому определению, к технической документации можно отнести также ТР, национальные стандарты, своды правил.

Широко распространено следующее определение: "Технический документ — документ, устанавливающий технические, технологические, конструкторские и другие характеристики".

Для понимания этого определения необходимо установить, что относится к техническим, технологическим и конструкторским документам, тем более что технические характеристики могут быть и технологическими, и логистическими, и потребительскими и т.д.

Не случайно к определению дается примечание, указывающее, что к техническим документам относятся технические условия, инструкции, технические описания, каталожные листы продукции, чертежи, эскизы и прочие технические документы, утверждаемые организацией.

Перечисление в определении характеристик, а в примечании — документов с указанием "и другие" приводит к неточности определения.

Представляется, что ключевыми положениями, позволяющими однозначно определить понятие "техническая документация", являются ее необходимость для осуществления деятельности организации и утверждение ее руководителем организации. В этой связи предлагается определение: "Техническая документация — совокупность документов, необходимых для обеспечения деятельности организации и утверждаемых организацией".

К техническим документам в настоящее время отнесены ТУ, которые устанавливают требования к конкретной продукции (маркам, типам, моделям и т.п.) конкретного изготовителя, включая область применения, требования к качеству и безопасности, маркировке, упаковке, приемке, методам контроля, правилам транспортирования и хранения, требования по применению (эксплуатации), гарантии изготовителя.

ТУ утверждаются руководителем организации, но область их применения охватывает и изготовителя, обязанного гарантировать установленные в ТУ характеристики продукции, и потребителя, — он должен правильно обращаться с продукцией, а также транспортника и хранителя, которые должны обеспечить необходимые условия для сохранения продукции. Получается, что ТУ являются практически межотраслевым документом.

На основе ТУ заключаются договоры на поставку продукции, в договорах дается ссылка на конкретные ТУ, и все требования к продукции, представленные в них, становятся обязательными для участников договора. Именно через ТУ реализуются положения национальных стандартов и сводов правил, применение которых, согласно ФЗ, является добровольным.

К ТУ в обязательном порядке прилагается перечень, включающий десятки ссылочных ГОСТ.

В отличие от национальных стандартов, утверждаемых Росстандартом, и сводов правил, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, ТУ утверждает руководитель организации, который оперативно может внести в них изменения, связанные с изменением характеристик, методов контроля, правил приемки, требований безопасности и т.п. Потребитель, имеющий текст ТУ, согласно договору, может определить, устраивают его эти изменения или нет.

ГОСТ 2.114 "ЕСКД. Технические условия" устанавливает, что ТУ являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции. При этом установлено, что ТУ — неотъемлемая часть комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию.

Считается, что это положение устарело, так как фактически ТУ превратились в поставочный документ, представляющий потребителю информацию о продукции, которую он может приобрести, и при этом потребителя может не интересовать конструкторская или технологическая документация. При этом ТУ практически аналогичны зарубежным техническим спецификациям (Technical Specification — TS), которые разрабатываются фирмой-изготовителем по согласованию с фирмой-потребителем и применяются как неотъемлемая часть контракта с фирмой-потребителем.

Технические спецификации в последние годы разрабатываются в рамках региональных организаций по стандартизации СЕН и СЕНЭЛЕК и используются в качестве предварительных европейских стандартов. В течение трех лет TS проверяются в реальных условиях эксплуатации, по результатам которой принимается решение придать TS статус евростандарта, продлить срок действия TS на следующие три года или отменить документ.

Использование ТУ на продукцию в качестве предварительных отечественных стандартов было бы весьма полезной практикой отечественной стандартизации.

Закон предусматривает использование технической документации в качестве дополнительных материалов при декларировании соответствия, а это в первую очередь — ТУ, содержащие описание продукции, ее основные параметры и характеристики. При этом допускается ситуация, когда изготовитель разработал ТУ, в которых не учел требования ТР по безопасности, не использовал положения национальных стандартов и сводов правил, сам утвердил ТУ и подтвердил соответствие продукции этим ТУ. Представляется, что такая ситуация не будет способствовать повышению качества, безопасности и конкурентоспособности отечественной продукции. Уместно напомнить, что около 80% отечественной продукции поставляется по ТУ.

Вопрос качества и безопасности пищевых продуктов беспокоит всех, и большинство пищевых продуктов выпускается по ТУ. В настоящее время сложилась ситуация, когда Роспотребнадзор снял экспертизу ТУ на соответствие пищевых продуктов санитарным правилам и нормам, регламентирующим требования безопасности. Кроме этого, законодательно установлено, что контрольные органы могут проверять организацию не чаще, чем один раз в три года. К тому же исключены из Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" обязанности производителя в оформлении удостоверения о качестве и безопасности пищевых продуктов на каждую партию. Таким образом, практически созданы все условия для недобросовестных изготовителей пищевых продуктов, результат — увеличение числа случаев массовых отравлений пищевыми продуктами.

Анализ многочисленных ТУ на различные виды продукции, особенно ТУ малых и средних предприятий, показал, что в них не учитываются не только требования ТР по безопасности, но и положения национальных стандартов и сводов правил, что не способствует обеспечению качества и безопасности продукции.

В связи с этим представляется целесообразным установить экспертизу ТУ на обеспечение учета требований ТР и положений национальных стандартов и сводов правил. При этом такую экспертизу могут проводить центры стандартизации и метрологии, которые находятся во всех субъектах Российской Федерации и имеют специалистов в области стандартизации и метрологии и фонды ТР и национальных стандартов, а также метрологическую базу.

Под определение понятия "технический документ" подходит и стандарт организации (СТО), который, согласно ФЗ, отнесен к документам в области стандартизации.

В ст. 17 ФЗ определено, что СТО могут разрабатываться организациями самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей обеспечения безопасности, конкурентоспособности, качества продукции, единства измерений, т.е. общих целей стандартизации.

ГОСТ Р 1.4 расширил область применения СТО по сравнению с законом, установив, что СТО могут разрабатываться на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, которые в ФЗ не упоминаются. Получилось, что два документа разного наименования (СТО и ТУ), но одного уровня утверждения и на один и тот же объект — выпускаемую продукцию дублируют друг друга, что нельзя признать нормальным. Необходимо разделить их функции: ТУ разрабатывать на выпускаемую продукцию, а СТО — на внутреннюю деятельность организации, как это было установлено в Законе РФ "О стандартизации" 1993 г.

Аналогом СТО в зарубежной практике можно считать фирменные стандарты, которые определяют требования к внутренней деятельности фирмы и не являются публичными документами, так как могут включать секреты фирмы по технологии, рецептуре и т.п. Фирмы скрывают свою внутреннюю документацию, используя для взаимодействия с потребителями продукции технические спецификации.

Необходимо отметить, что абсолютное большинство организаций продолжает разрабатывать и применять ТУ согласно действующим ГОСТ 2.114 и ГОСТ 51740. Каждый год появляется около 10 тыс. новых ТУ.

Некоторые организации, посчитавшие ТУ нелегитимным документом, поскольку он "не упомянут в законе", стали разрабатывать "хитрые" СТО на продукцию, которые по содержанию аналогичны ТУ. При этом на титульном листе указывают: "Стандарт организации", под ним: "Технические условия", далее — наименование продукции и обозначение ТУ согласно ГОСТ 2.114. Известны случаи, когда организации заменяли титульный лист ТУ титульным листом СТО, оставляя содержание документа неизменным. Основной причиной привлекательности СТО на продукцию является отсутствие необходимости его согласования с потребителем и надзорными органами.

Выводы

При разработке федерального закона "О стандартизации", о необходимости которого много сказано и написано, следует разделить области применения ТУ и СТО. Необходимо установить, что ТУ должны разрабатываться на выпускаемую продукцию и являться неотъемлемой частью договора на поставку продукции, а СТО должен разрабатываться на внутреннюю деятельность организации или объединения организаций. Необходимо также установить, что ТУ должны проходить экспертизу и могут быть использованы в качестве предварительного стандарта.

Берновский Ю.Н., к.т.н, начальник отдела ФГУП "Стандартинформ"

<<< к другим материалам