Online консультант сайта ЦНТД Регламент
Система Техэксперт: Банк документов Новинка! Система Техэксперт: Нефтегазовый комплекс Новинка! Система Техэксперт: Машиностроительный комплекс Закажите бесплатный онлайн доступ к системам Техэксперт

Техническое регулирование. Проблемы и решения.

Гармонизация нормативно-методического обеспечения СРО и систем добровольной сертификации

Изучение многочисленных результатов контроля качества строительства, реконструкции, ремонта и содержания российских автомобильных дорог и инженерных сооружений на них показало, что уровень качества в целом низкий и способствует преждевременному выходу из строя отдельных участков дорог, увеличению эксплуатационных затрат. Причины этого - в неполноте предпроектных изысканий, недоучете фактических условий строительства и возможностей применения местных материалов, в неудовлетворительной проектной документации (а в отдельных случаях- в нерациональных и даже неграмотных технических решениях), в некачественных материалах, используемых для строительства, в нехватке (а иногда и полном отсутствии) необходимых машин, механизмов, приборов и лабораторного оборудования, нормативной и методической документации, в низкой квалификации исполнителей.

В строительстве и эксплуатации автомобильных дорог все чаще используются зарубежные технологии, машины и механизмы, не адаптированные к российской нормативно-методической базе. В практику входят новые методы проектирования, изысканий, строительства, ремонта, реконструкции. В связи с этим необходима разработка комплекта нормативно-методических документов федерального и регионального уровней, регулирующих отношения в дорожной отрасли и учитывающих специфику регионов. Эксперты-аудиторы ориентированы в основном на гражданское и промышленное, а не дорожное строительство.

По закону "О саморегулируемых организациях", СРО несут определенную ответственность за деятельность своих членов и должны разрабатывать стандарты и правила осуществления производственной деятельности. Учитывая недостаточность или даже отсутствие опыта подготовки нормативно-методических документов, игнорирование помощи вузов и НИИ (они не входят в систему CPO), рассчитывать на массовую и качественную разработку ими соответствующей нормативно - методической документации не приходится. В лучшем случае это будет интерпретация существующих нормативно-методических документов.

В рамках СРО предстоит разработка и совершенствование нормативной базы дорожного строительства. Например, действующие нормативные документы зачастую не принимают во внимание специфические особенности российских регионов. Особую актуальность приобрели проблемы учета условий различных регионов РФ при изысканиях, проектировании, организации строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог; необходимости переработки и подготовки в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 5725-5 - 2002 "Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений" норм и правил, обеспечивавших единство и требуемую точность измерения физических величин и различных характеристик продукции и работ.

Не решена также и проблема информирования специалистов о специфических условиях различных регионов РФ, местных материалах и эффективных дорожно-строительных материалах, новых методах организации работы, передовых технологиях, машинах, механизмах, современных способах контроля качества используемых материалов и выполняемых работ, повышении эффективности использования средств, выделяемых на ремонт и содержание дорог. Это должно проводиться на основе совершенствования методов диагностики автомобильных дорог и адресного планирования дорожных работ в условиях разных регионов РФ; организации проектирования, строительства и применения новых ресурсов и энергосберегающих технологий; развития комплексной системы управления и банков данных, новых методов управления предприятием и его финансово-хозяйственной деятельностью с позиций обеспечения и повышения качества дорожных работ.

В последние годы получила развитие схема сертификационного сопровождения проектов последовательно по всем этапам реализации. Имеется в виду, что работы по сертификации следует начинать как можно раньше, с первых стадий проектирования, а не тогда, когда объект сертификации уже стали выпускать. Когда речь идет о создании нового производственного комплекса или продукта (услуги), объектами сертификации должны быть технический и рабочий проекты со всей документацией, площадка для строительства, основное и вспомогательное оборудование, построенные здания и сооружения, монтажные работы, производственно-технологический комплекс в целом, технологический процесс, пусконаладочные работы, персонал. По многим позициям должны проводиться испытания. Только после этого сертифицируется система менеджмента качества предприятия. Важность перечисленных этапов общепризнанна, выполнение работ в той или иной степени контролируется, поэтому поэтапная сертификация повышает ответственность исполнителей и облегчает работу по устранению риска выявления несоответствий продукции установленным требованиям.

Указанные вопросы уже решаются на практике, так как Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ) в июле 2010 г. получено свидетельство Росстандарта о регистрации Системы добровольной сертификации испытательных лабораторий (центров), в рамках которой проводится работа по подтверждению технической компетенции и независимости испытательных лабораторий.

Объектами сертификации в Системе являются услуги по оценке риска получения недостоверных результатов испытаний, осуществляемые в том числе и в рамках экспертиз различного уровня, деятельность которых соответствует коду 74.3 разд. К ОКВЭД (КДЕС ред. 1) "Технические испытания, исследования и сертификация". Область применения Системы, наименования видов деятельности испытательных лабораторий (центров), организаций, выполняющих экспертные работы и услуги, соответствуют области действия ФЗ "О техническом регулировании" с изменениями и дополнениями и Правилам по проведению сертификации в РФ, утвержденными Постановлением Госстандарта РФ № 26 от 10 мая 2000 г.

При сертификации в Системе используются нормативные документы, содержащие требования к компетентности испытательных лабораторий, качеству и безопасности их деятельности, а также методы их оценки, проверки и контроля. Среди документов - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 - 2006 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий", ГОСТ Р ИСО 10012 - 2008 "Менеджмент организации. Системы менеджмента измерений. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию", ГОСТ Р 51898 - 2002 "Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты" и другие национальные, международные и межгосударственные стандарты, нормативные документы, СП, СТО, СНиП, СанПиН, ТУ, отраслевые нормы, методические рекомендации, рецептуры и т.д.

Оценка работ по оценке (исследованию) риска причинения вреда проводится на территории испытательных лабораторий (центров) с использованием, при необходимости, технологического оборудования и средств измерений заявителя.

Техническую компетентность можно определять на основе оценки (исследования) достоверности получаемых результатов конкретной лабораторией по видам испытаний, риска выдачи недостоверных результатов испытаний конкретной лабораторией и оценки причиняемого выдачей недостоверных результатов ущерба, а также развития системы межлабораторных сравнительных испытаний. Дополнительно предлагается разработка нормативно-методических документов по оценке (исследованию) степени риска, гармонизации старой и новой систем технического регулирования в соответствии с требованиями технических регламентов. Данные документы позволят согласовать дорожное нормативно-методическое обеспечение СРО с системой добровольной сертификации испытательных лабораторий.

Юрий Эммануилович Васильев - кандидат технических наук, доцент Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, руководитель органа по сертификации в системе "Мосстройсертификация

<<< к другим материалам