Online консультант сайта ЦНТД Регламент

Техническое регулирование. Проблемы и решения.

Качество - стратегический путь возрождения России

Что же сегодня? Мы уже более 20 лет строим рыночную экономику, стремимся создать демократическое государство. Однако ситуация с безопасностью и качеством продукции только ухудшается. Главная причина состоит в том, власть осознанно не хочет видеть здесь своей роли: считается, что проблему качества должен решать рынок. На мой взгляд, это стратегическая ошибка, негативные последствия которой для нашей экономики и социальной сферы с каждым годом будут только нарастать. Более того, уверен, что замедление развития нашей экономики, которое сегодня наблюдается, вызвано именно с этим.

Действительно, цивилизованный рынок с добросовестной конкуренцией в России еще не сформирован, отсутствуют эффективно работающие институты его регулирования. На нашем рынке нет стимулов производить качественную и безопасную продукцию и оказывать услуги высокого качества. В условиях ослабления дорыночного контроля (сертификация) и контроля (надзора) за безопасностью на рынке нет необходимости соблюдать требования нормативно-технической документации. И этим, по сути, безнаказанно пользуются недобросовестные предприниматели. С течением времени это привело к ситуации, при которой на отечественном рынке работать качественно и производить безопасную продукцию и оказывать качественные услуги просто невыгодно.

Добросовестный предприниматель, проигрывая в конкуренции тем, кто не утруждает себя соблюдением требований безопасности и обманывает потребителей, может в конечном счете потерять свой бизнес. Ему надо или уходить с рынка, или экономить за счет снижения качества и безопасности. Сложился порочный круг выталкивания с рынка добросовестных предпринимателей и, как следствие, ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе. Быть честным, порядочным, быть хорошим ученым, специалистом или рабочим - сегодня это часто не самое главное для того, чтобы стать успешным, способным обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни и моральный комфорт. Преуспевают во многих случаях более оборотистые и беспринципные.

Учитывая масштабы нецивилизованного бизнеса, а в ряде исследований он оценивается в 30-40%, на нашем рынке, и прежде всего на потребительском, сформировалась устойчивая тенденция к снижению качества и безопасности. Этот тренд оказывает крайне пагубное влияние не только на конкурентоспособность отечественной продукции, где весомость качества по оценкам зарубежных специалистов составляет 60-70%, но и на решение всех экономических и социальных задач.

Опыт зарубежных стран показывает, что высокие темпы роста ВВП еще не гарантируют им выведения нашего экономического развития и качества жизни на уровень развитых стран. Необходимо добиваться качественного роста, где ключевыми параметрами являются качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции и оказываемых услуг, в том числе государственных.

В нашей стране переход на оценку развития экономики на базе этих параметров связан с большими научными и организационными трудностями. Доминирующие позиции в формировании финансово-экономической политики занимают сегодня те, для которых в принципе такой подход неприемлем, крайне низок уровень организации исследований и разработок в этом направлении. Предстоит преодолеть также и серьезный психологический барьер. Однако игра, как говорится, стоит свеч, так как только это позволит реализовать прорывной сценарий нашего качественного развития, о необходимости которого настойчиво говорит сегодня общество.

Для выхода из сложившейся ситуации отдельных мероприятий недостаточно. Международный опыт убеждает в том, что качество - проблема комплексная, требующая идеологических, организационных, экономических, технических, социальных и нравственных изменений. Учитывая масштабность предстоящих работ, потребность в ориентации экономического курса на качественную сторону развития, а также очевидное сопротивление этому со стороны определенных кругов нашей сегодняшней политической и экономической элиты, необходимо разработать и принять на законодательном уровне национальную политику в области качества.

Действующая в настоящее время система показателей оценки бизнеса включает в основном количественные характеристики. В советский период прогрессивные экономисты критиковали сложившуюся в то время систему планирования и оценки экономической деятельности за то, что она работала в основном на основе количественных показателей, - пресловутый "вал". В числе основных причин назывались отсутствие рынка и директивность планирования. Сегодня, когда, казалось бы, этих причин нет, происходит то же самое: применяются в основном количественные показатели. Так, в частности, сформированы критерии оценки работы регионов по улучшению инвестиционного климата. Среди них нет ни одного, говорящего о том, как предприятия работают над повышением качества и обеспечением безопасности производимых товаров, как ведется борьба с контрафактом и фальсификатом, как соблюдаются требования технических регламентов и других законодательно установленных в нормативно; технических документах требований, нарушаются ли права потребителей и т.п.

Без регулирования бизнеса по этим показателям добиться на рынке добросовестной конкуренции не удастся, а значит не будет и решена задача улучшения инвестиционного климата. Прошедшие годы об этом говорят убедительно. Необходимо установить качественные критерии его оценки. Тем предпринимателям, которые их достигают, следует оказывать всяческую поддержку. Тем же, кто их не выполняет, приносит вред потребителям, объявить борьбу вплоть до закрытия бизнеса. Или они вынуждены будут уйти с рынка, или начнут думать не только о прибыли, но и о безопасности и качестве своей продукции или оказываемой услуги, возродят службы стандартизации и технического контроля, будут соблюдать технологическую дисциплину.

Да, при этом следует ожидать уменьшения числа предпринимателей, однако, как говорится, лучше меньше, да лучше. Проблема количественного насыщения товарами рынка во многом решена, теперь дело за их качеством и безопасностью. Именно это сегодня требует население.

Говоря об ориентации нашего бизнеса на качественные результаты, нельзя обойти вниманием деятельность по стандартизации и техническому регулированию. Это фундамент для наведения порядка в работе бизнеса. Необходим закон о стандартизации. Большая беда сегодня это - кадровый голод, недостаток специалистов, а также сложившийся в 90-х гг. негативный имидж этой профессии.

Я и мои коллеги, другие специалисты неоднократно критически высказывались о действующей у нас модели регулирования бизнеса. Говорили о том, к каким негативным последствиям для нашей экономики и социальной сферы она приводит. Думаю, будет целесообразно еще раз, опираясь на зарубежный опыт, изложить одно из важнейших требований, которому должна эта модель отвечать.

Безусловно, устойчивое развитие бизнеса требует снятия всех необоснованных административных барьеров. Следует также исходить из презумпции невиновности наших предпринимателей. Однако мировой опыт показывает, что для формирования цивилизованного рынка этого крайне недостаточно. Даже в экономически развитых странах, в условиях уже сложившегося, эффективно функционирующего рынка, осуществляется реальный действенный контроль за работой предпринимателей, за выполнением ими требований законодательства. Установлена адекватная допущенным нарушениям ответственность перед государством и обществом. Характерной тенденцией здесь является резкое усиление ответственности по отношению к тем из них, кто нарушает установленные правила повторно, а к злостным нарушителям применяются, как это происходит, например, в Германии, Франции и США, буквально драконовские меры, вплоть до закрытия бизнеса. Именно это позволяет соблюдать на рынке баланс интересов предпринимателей и потребителей и в итоге интересы государства, обеспечивать добросовестную конкуренцию, делать рынок привлекательным для инвесторов.

У нас этого нет. Нецивилизованный бизнес растет во вред экономике, инновационному развитию, качеству жизни граждан и нравственной обстановке в обществе. Необходимо обеспечить реальный контроль со стороны государства за деятельностью предпринимательства.

Важно также повысить активность потребительского движения и общественного контроля - этих эффективных способов наведения порядка на нашем рынке.

Конечно, речь не должна идти о простом увеличении числа проверок. Основное - результативность контроля и предупреждение нарушений. Добиться этого непросто, но главное - была бы проявлена воля решить эту проблему, а за специалистами дело не станет. В принципе, понимание того, что надо сделать для повышения объективности сертификации и результативности контроля (надзора), есть. На мой взгляд, основным критерием оценки эффективности деятельности сертификационных и контрольно-надзорных органов является предотвращенный ущерб от выявленных нарушений.

Значимость этих мер для формирования новых качественных путей нашего роста крайне высока. К сожалению, сегодня они властью недооцениваются. В своем отечестве, как говорится, пророка нет. Тогда тем, кто принимает решения в этой сфере, целесообразно обратить внимание на зарубежный опыт. Спросите у хозяина кафе, магазина или продавца хот-догов в том же Нью-Йорке, чем чревато для них нарушение санитарных правил или обман потребителей: регулярные проверки без предварительного уведомления, одно - два замечания с нарастающим и солидным штрафом, а далее - лишение лицензии. И так во всем, что касается соблюдения установленных правил. Отсюда и порядок на рынке. И это происходит в странах с самыми устойчивыми демократическими и либеральными традициями. Мы же, как всегда, "впереди планеты всей" бросаемся из одной крайности в другую. У нас если уж демократия и либерализация, то до полного беспорядка. Пора проявить в регулировании бизнеса здравый смысл на пользу всем, в том числе и самим предпринимателям.

Очевидно, что проблема качества и безопасности продукции и услуг не может быть решена только введением в действие адекватной системы контрольно-надзорной и сертификационной деятельности, она необходима для того, чтобы не допускать попадания на рынок продукции и услуг, не отвечающих установленным требованиям. Не может быть она решена и усилением контроля на предприятиях, так как только этим добиться повышения конкурентоспособности нельзя. Главное - это создание на предприятиях условий для выпуска качественного продукта.

Сегодня мировая практика накопила огромный арсенал современных моделей и инструментов решения этой проблемы. К сожалению, в нашей стране, они используются не в полной мере. Конечно, это дело самих предприятий. Однако в тех странах, где предприятиям в этой работе оказывается серьезная государственная и общественная поддержка, успехи очевидны. В этих целях разрабатываются программы "Качество" и национальные политики в области качества, предусматривающие комплекс мер законодательного, организационного, технического, научно-методического, пропагандистского и иного характера, реализуемых органами государственной и региональной власти, общественными организациями.

У нас этого, к сожалению, нет. В таких, например, важнейших документах, как государственные и федеральные целевые программы, как правило, отсутствуют разделы по нормативному обеспечению выполнения их заданий, а значит, они не имеют и конкретных целей и задач в области качества и безопасности.

Крайне низок эффект от проводимых у нас конкурсов на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества и "100 лучших товаров России". Опыт предприятий, добившихся здесь успехов, не изучается и широко не распространяется. А надо сказать, что во многих случаях он уникален с точки зрения подходов к повышению конкурентоспособности продукции и предприятий в целом.

Среди причин выпуска предприятиями некачественной и опасной продукции можно также назвать то, что лишь на незначительном их числе действуют сегодня результативные системы менеджмента качества. Главная причина такого развития событий, на мой взгляд, состоит в том, что предприниматели в силу вышеизложенного во многих случаях не заинтересованы вкладывать средства в их реальное введение в действие.

Хочу обратить внимание читателей еще на один важный аспект. Широко известно, что, например, американцы, европейцы или японцы строят свои заводы в странах с дешевой рабочей силой, готовят квалифицированные кадры из людей, что называется, "от сохи" и выпускают конкурентоспособную продукцию.

Вывод напрашивается сам собой: у нас "хромает" организация дела в самом широком смысле. Других объяснений нет. Только через 20 лет формирования новой экономики вдруг выяснилось, что у нас нет квалифицированных рабочих кадров, не хватает специалистов высокого класса, ученых. Возникает вопрос, почему это произошло? Объяснение очень простое. Система подготовки рабочих в значительной степени разрушена - дееспособная часть населения ушла в охрану и торговлю. Снижается качество подготовки специалистов, не созданы условия для эффективной работы ученых, нет продуманной системы подготовки и продвижения по службе чиновников. Зато сегодня появились тысячи менеджеров, да таких, что им все равно, чем управлять. Они знают информатику и моделирование, но не знают главного - процессов создания материальных ценностей, элементарных правил организации производства. Это тем более грустно, что советская научная школа в этой области была одной из лучших в мире. Необходимо качественное изменение организации работ на всех уровнях управления.

На мой взгляд, реальный путь роста нашей экономики и повышение качества жизни россиян лежит в плоскости кардинального изменения сложившейся ситуации. Нужно повернуть вектор развития страны в сторону качества в самом в широком смысле слова - качества продукции и услуг, качества организации производства и труда, качества обучения, качества во всех других важных аспектах нашей жизни. Нужна, как уже говорилось, законодательно принятая национальная политика в этой сфере.

По материалам РИА СТК № 8

<<< к другим материалам