Online консультант сайта ЦНТД Регламент

Техническое регулирование. Проблемы и решения.

Развитие системы технического регулирования в связи с принятием договора о евразийском экономическом союзе

29 мая в г. Астана (Республика Казахстан) по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета состоялось торжественное подписание исторического документа - Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)1. В церемонии приняли участие Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, Президент Российской Федерации Владимир Путин. В соответствии с подписанным Договором Евразийский экономический союз начнет функционировать с 1 января 2015 г.

В Договоре о ЕАЭС техническому регулированию посвящен отдельный раздел - "Техническое регулирование".

Положения Договора о ЕАЭС основаны на уже достигнутых договоренностях государств-членов ТС и ЕЭП, отраженных в действующих соглашениях в сфере технического регулирования.

Также в рамках исполнения решений, принятых президентами наших стран, в разделе "Техническое регулирование" и приложениях к нему отражены положения, направленные на дальнейшее развитие интеграции в сфере технического регулирования.

Так, положениями Договора о ЕАЭС закреплена норма о том, что раннее установленные как национальным законодательством, так и актами Евразийской экономической комиссии соответствующие обязательные требования со дня вступления в силу единых технических регламентов (ТР) не применяются для выпуска продукции в обращение, оценки соответствия, госконтроля за соблюдением требований технических регламентов. При этом указанная норма не распространяется на применение санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. Следует отметить, что уточнены положения, касающиеся применения стандартов, необходимых для осуществления оценки соответствия. Стороны договорились о возможности использования посредством включения в перечни стандартов до разработки межгосударственных стандартов аттестованных (валидированных) методик исследований (испытаний) и измерений, утвержденных в соответствии с законодательством государства-члена. Также в рамках Союза сохранен принцип добровольности применения стандартов, необходимых для исполнения требований TR соответствующий международной практике.

Кроме того, в целях определения единообразного подхода к маркировке продукции стороны договорились о том, что маркировка на государственных языках государства-члена обязательна только при реализации продукции на территории этого государства при наличии соответствующих требований в законодательстве.

Сохранена норма о том, что перечень продукции, для которой устанавливаются обязательные требования, должен быть единым в рамках Евразийского экономического союза.

Единый перечень сформирован из объектов, входящих сферу обязательного регулирования в государствах-членах, сейчас в нем насчитывается 66 позиций.

Положениями Договора о ЕАЭС предусмотрено, что в отношении продукции, включенной в Единый перечень, обязательные требования устанавливаются как в единых ТР, что соответствует ранее достигнутым договоренностям, так и в соответствии с национальным законодательством до принятия единых ТР.

Необходимо отметить, что установление в национальном законодательстве обязательных требований к продукции, которая не включена в Единый перечень, по-прежнему не допускается. Это позволяет исключить дополнительные барьеры в торговле и дает возможность дальнейшего эффективного формирования единого рынка.

Также предусмотрен принятый в рамках ТС и ЕЭП механизм установления единых обязательных требований в рамках ЕАЭС, с учетом сохранения требований национального законодательства в области технического регулирования, до вступления в силу единых ТР.

Следует подчеркнуть, что свобода движения товаров является одним из принципов формирования ТС и ЕЭП, а впоследствии и ЕАЭС.

В целях реализации указанного принципа и устранения административных и технических барьеров в торговле между государствами-членами стороны согласовали установление обязательных требований к процессам строительства и проектирования (включая изыскания) в едином техническом регулировании в рамках ЕАЭС.

Таким образом, требования безопасности к зданиям и сооружениям, строительным материалам и изделиям, а также связанные с ними требования к процессам будут установлены на наднациональном уровне.

Достигнуты договоренности по разработке целого ряда соглашений, необходимых для дальнейшего формирования единой системы технического регулирования.

Так, Договором о ЕАЭС предусмотрена необходимость гармонизации национального законодательства государств-членов, касающегося осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР.

Кроме того, по аналогии с Директивой об общей безопасности продукции, принятой в Европейском союзе, согласована разработка соглашения, необходимого для установления единых принципов и подходов формирования общей безопасности продукции, в отношении которой отсутствуют единые ТР.

С учетом подписанного ранее Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией Соглашения государств-членов ТС об устранении технических барьеров во взаимной торговле с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, не являющимися государствами-членами ТС, от 17 декабря 2012 г. будет разработан международный договор, устанавливающий порядок и условия устранения технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами. Планируется проработать все аспекты устранения технических барьеров во взаимной торговле, в том числе вопросы признания результатов оценки соответствия.

Достигнуты договоренности в сфере аккредитации, что также предполагает разработку и принятие ряда решений Комиссии, в частности о том, что национальные органы по аккредитации в каждой стране осуществляют формирование и ведение реестров экспертов по аккредитации и технических экспертов.

Помимо этого, для достижения равнозначности применяемых в государствах-членах процедур аккредитации введена необходимость проведения взаимных сравнительных оценок национальными органами по аккредитации. Предусмотрены положения, не допускающие ограничения конкуренции органов по аккредитации государств-членов. Также установлено, что орган по оценке соответствия одного государства-члена обращается в целях аккредитации в орган по аккредитации того государства-члена, на территории которого он зарегистрирован в качестве юридического лица. При этом допускается проводить аккредитацию органами по аккредитации других сторон, если орган по аккредитации того государства-члена, на территории которого зарегистрирован данный орган по оценке соответствия, не осуществляет аккредитацию в требуемой области.

В части обеспечения единства измерений стороны договорились о проведении согласованной политики. Так, в целях обеспечения сопоставимости результатов оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов Договором о ЕАЭС заложен принцип применения уполномоченными органами сторон единых порядков выполнения работ в области обеспечения единства измерений.

В заключение необходимо отметить, что положения Договора о ЕАЭС направлены на формирование согласованных подходов в сферах государственного контроля (надзора), гармонизации законодательства в области аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), а также обеспечения единства измерений.

Дальнейшая реализация положений Договора о ЕАЭС в сфере технического регулирования и углубление интеграции государств-членов ТС и ЕЭП позволит перейти на новый уровень технического регулирования, сформировать на единой таможенной территории систему обеспечения безопасности продукции на всех этапах ее жизненного цикла, а также устранить излишние административные и технические барьеры для бизнеса.

Источник: РИА СТК № 7 (925) 2014

<<< к другим материалам