Online консультант сайта ЦНТД Регламент

Техническое регулирование. Проблемы и решения.

Актуальные вопросы по применению Технических регламентов Таможенного союза

В департамент технического регулирования и аккредитации ЕЭК поступает много вопросов, касающихся трактовки некоторых положений ТР ТС, применения вступивших в силу ТР ТС. Продолжаем публиковать наиболее значимые вопросы и ответы на них.

Евразийской экономической комиссией, органами по техническому регулированию и контрольно-надзорными органами государств-членов Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) по-разному трактуются требования относительно языков государств-членов ТС и ЕЭП, на которых должен быть изложен текст маркировки упакованной пищевой продукции. Требуется ли и для чего маркировка на казахском языке продукции, не поставляемой в Республику Казахстан?

Требования к маркировке продукции устанавливаются соответствующими ТР ТС. Следует отметить, что в настоящее время требования относительно указания маркировки на государственных языках государств-членов ТС и ЕЭП в ТР ТС различны.

В целях единообразного подхода к маркировке продукции на рынке ТС и ЕЭП в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Протоколом о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза установлено: "При обращении продукции на территории Союза маркировка продукции должна быть нанесена на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов на государственном (государственных) языке (языках) государства-члена, на территории которого реализуется продукция".

Заявителем в ТР ТС "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) может быть только резидент ТС. А в ТР ТС "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011) и в ТР ТС "Электромагнитная совместимость технических средств" (ТР ТС 020/2011) заявителем может быть иностранный изготовитель. Так кто же может быть заявителем, если продукция подпадает сразу под действие всех вышеуказанных технических регламентов? Резидент или иностранный изготовитель?

В соответствии с п. 2 ст. 7 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. круг заявителей устанавливается в соответствии с ТР ТС.

В соответствии с положениями ст. 11 ТР ТС "О безопасности машин и оборудования", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823 (далее - ТР ТС 010/2011) заявителем при сертификации по схемам 1с, 9с может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства-члена ТС на его территории юридическое или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям ТР ТС 010/2011 и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям ТР ТС 010/2011 (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).

Заявителем при сертификации по схеме 3с может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства-члена ТС на его территории юридическое или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям ТР ТС 010/2011 и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям ТР ТС 010/2011 (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).

В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 7 ТР ТС "О безопасности низковольтного оборудования", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 768 (далее - ТР ТС 004/2011) подтверждение соответствия низковольтного оборудования осуществляется по схемам в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в ТР ТС, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 621 (далее - Положение).

Согласно п. 2 ст. 7 ТР ТС 004/2011, низковольтное оборудование, включенное в Перечень, приведенный в приложении к ТР ТС 004/2011, подлежит подтверждению соответствия в форме сертификации (схемы 1с, 3с, 4с).

Типовыми схемами сертификации, приведенными в приложении В к Положению, установлено, что заявителем на сертификацию могут быть:

oпо схеме 1с - изготовитель, в том числе иностранный, при наличии уполномоченного изготовителем лица на территории ТС;

oпо схемам 3с и 4с - продавец (поставщик), изготовитель, в том числе иностранный.

Орган по сертификации проводит анализ состояния производства (схема 1с). Какую информацию должны содержать результаты анализа состояния производства? Что понимается под "анализом состояния производства"? Только выезд на завод или возможны другие опции, например проведение безвыездного контроля путем запроса органом по сертификации документов, подтверждающих наличие на производстве действующей системы качества?

Сразу стоит сказать, что в Российской Федерации и Республике Казахстан подобная схема сертификации серийно выпускаемой продукции без выезда на завод раньше существовала (схема 3) и успешно применялась, никаких проблем с безопасностью продукции не возникало. Решение Комиссии ТС от 7 апреля 2011 г. № 621 "О... типовых схемах" прямо говорит о том, что при выборе схем сертификации необходимо учитывать "...адекватность степени доказательств соответствия и затрат на проведение оценки соответствия". Раньше в Российской Федерации и Республике Казахстан орган по сертификации мог выбирать: нужен выездной анализ или нет.

Просим разъяснить, каким образом проводится анализ состояния производства.

1. В соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям ТР ТС, утвержденным Решением Комиссии ТС от 7 апреля 2011 г. № 621 оценка производства может быть представлена следующими основными видами:

- анализ состояния производства;

-сертификация системы менеджмента.

Схемы сертификации 1с, 5с, 7с включают процедуру анализа состояния производства у заявителя.

Целью проведения анализа состояния производства является проверка наличия необходимых условий для стабильного производства серийно выпускаемой продукции.

В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. (далее - Соглашение) работы по оценке соответствия продукции, установленные в ТР ТС, осуществляют аккредитованные органы по сертификации, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) ТС.

Аккредитацию органов по сертификации проводят уполномоченные органы государств-членов ТС и ЕЭП в соответствии с правилами и процедурами для осуществления аккредитации в соответствии с требованиями международных стандартов.

В Российской Федерации уполномоченным органом в сфере аккредитации является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).

В соответствии с п. 17 Правил аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 602), решение об аккредитации или об отказе в аккредитации заявителя принимается Росаккредитацией на основании оценки соответствия заявителя установленным критериям аккредитации.

Критерии аккредитации органов по сертификации и требований к ним (далее - критерии), утверждены Приказом Минэкономразвития России от 16 октября 2012 г. № 682.

В соответствии с п. 12.9 критерии предполагают наличие у органа по сертификации правил проведения сертификации, включающих в том числе описание схем сертификации.

По результатам анализа состояния производства составляется акт по форме, установленной руководящими документами органа по сертификации, в котором указываются результаты анализа, приводятся ссылки на подтверждающие документы и материалы и который содержит выводы о способности производства стабильно выпускать продукцию, соответствующую установленным требованиям.

В общем случае проведение анализа состояния производства проводится в отношении следующих объектов: средства технологического оснащения, персонал, средства измерений, документация (конструкторская, технологическая, регистрационно-учетная), инфраструктура (территория, производственные помещения, транспорт и т.п.), входной, операционный и приемочный контроли, а также маркировка готовой продукции.

Что касается схем сертификации 2с, 6с и 8с, то они применяются при наличии и заявителя сертифицированной системы менеджмента. При применении указанных схем сертификации анализ состояния производства не проводится.

Источник: РИА СТК № 7 (925) 2014

<<< к другим материалам