Online консультант сайта ЦНТД Регламент

Техническое регулирование. Проблемы и решения.

Итоги Реформирования Технического регулирования в области Ех-Оборудования

- Каковы недостатки ТР ТС 012/2011"0 безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" с точки зрения международных норм технического регулирования?

- Почему в области требований к продукции ТР ТС 012/2011 не соответствует модели ЕЭК ООН?

- В чем состоят расхождения в части оценки соответствия ТР ТС 012/2011 с моделью ЕЭК ООН?

Реформа технического регулирования в области оборудования для взрывоопасных сред (Ex-оборудования) была начата в 1998 г. с гармонизации стандартов по безопасности ГОСТ серии 22782 (изданных в 70-х гг. прошлого века) на основе стандартов МЭК серии 60079, изданных в 1994 г. Созданная в 1999 г. серия национальных стандартов - ГОСТ Р 51330 (которая в настоящее время, безусловно, устарела) служила в период присоединения России к МЭКЕх нормативной базой для изготовителей Ex-оборудования и в преддверии вступления в ВТО не столько устанавливала нормы безопасности (поскольку стандарты МЭК серии 60079 тогда были подвержены пересмотру и модернизации), сколько определяла тенденции в области международной стандартизации, основанной на взаимодействии МЭК и МЭКЕх, сокращении числа стандартов, интеграции европейских норм взрывобезопасности оборудования в систему международных стандартов.

Окончательно процесс гармонизации национальных стандартов на Ex-оборудование в России был завершен к 2006 г., когда на основе системного подхода была сформирована серия современных стандартов - ГОСТ Р МЭК 60079, соответствующая достигнутому технологическому уровню электрического и неэлектрического оборудования, применяемого во взрывоопасных средах. Стандарты этой серии, содержащие, в том числе, нормы по безопасности для оборудования, предназначенного для работы в пылевоздушных взрывоопасных средах, установленные стандартами МЭК серии 61241, стандартами EN серии 13463, ГОСТ Р ЕН серии 1127, ГОСТ Р ЕН 1710-2009, ЕН серии 50303, содержат нормы взрывобезопасности, относящиеся ко всем стадиям жизненного цикла Ех-оборудования, в том числе правила выбора, монтажа, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, отвечающие современным требованиям.

В России реформирование законодательства, затрагивающее также нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, как показано в работе, в значительной степени носит декларативный характер, так как в этой сфере по-прежнему сохраняются элементы административно-командной системы управления, неуместные в условиях рыночной экономики. Это хорошо прослеживается на примере введенного в действие ТР ТС 012/2011 "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах"2, требования которого, как и соответствующего приостановленного национального ТР (введенного Распоряжением Правительства РФ от 24.02.2010 № 86), существенно расходятся с международными нормами технического регулирования.

Следует заметить, что европейское законодательство не только устанавливает требования к безопасности продукции, обеспечивая регулирование рынка в этой части, но также предусматривает гармонизацию национальных ТР стран-членов общего рынка для снижения технических барьеров в торговле. Одновременно европейское законодательство создает условия для оценки соответствия на основе единой политики и структуры оценки соответствия. При этом в число руководящих принципов политики Европейского союза (ЕС) по оценке соответствия, в частности, входят: согласованный подход к процедурам оценки и назначению органов, функционирующих по этим процедурам, распространение стандартов ИСО серии 9000 и требований к соответствующим органам на основе ИСО/МЭК серии 17000.

Новая практика технического регулирования стала основой для Международной модели технического регулирования для оборудования, применяемого во взрывоопасных средах Европейской экономической комиссии ООН (далее - международная модель ЕЭК ООН). Указанная модель базируется на нормативно-правовой базе стран Евросоюза, Северной Америки, России и Австралии, представляющих основные рынки товарообмена Ex-оборудованием, а также на партнерстве с МЭКЕх. Эта модель соответствует принципам технического регулирования, установленным в Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле, определяющим условия применения стандартов, ТР, процедур сертификации.

Согласно международной модели ЕЭК ООН, цель технического регулирования - устранение технических барьеров в торговле для обеспечения равных условий в коммерческой деятельности для стран-участниц общего рынка и регулирование рынка в этом направлении. Нетрудно заметить, что этой формулировке не соответствуют цели, сформулированные в ФЗ № 1843 и поддерживающих этот закон ТР4, следствием чего являются некорректно сформированные перечни нормативно-технических документов, поддерживающих ТР ТС 012/2011 и содержащих нормы безопасности, отвечающие уровню требований середины прошлого века (ГОСТ Р серии 51330), наряду с современными нормами (ГОСТ МЭК серия 60079).

Основные принципы технического регулирования, определяющие стратегию реформы в России, соответствуют надлежащей практике, основанной на согласованном разделении функций государства и бизнеса в техническом регулировании. Однако некорректная формулировка цели технического регулирования в Ф3№184(п. 1 ст. 6) обусловила возникновение принципиальных ошибок в нормативных документах (в том числе ТР ТС 012/2011, ТР ТС 010/2011) при реализации в них принципов обеспечения безопасности, установленных ФЗ № 184.

Анализ результатов гармонизации принципов и положений, принятых в ФЗ № 184, с международной практикой по основным составляющим технического регулирования: надлежащая практика регулирования, требования к продукции, процедуры оценки соответствия (на которых акцентирует внимание ВТО), - на основе сравнения модели ЕЭК ООН и ТР ТС 012/2011 показывает сближение лишь по одной составляющей - надлежащая практика регулирования.

Принципы обеспечения минимальных норм безопасности, декларированные в ФЗ № 184, Соглашении ВТО по ТБТ, Соглашении ТС о единых принципах и правилах регулирования, в Общей основе регулирования для Ex-оборудования ЕЭК ООН, не нашли надлежащего отражения в ТР ТС 012/2011.

Что касается составляющей "требования к продукции", то обнаруживается явное несоответствие принципа формирования перечня поддерживающей нормативной базы в ТР ТС 012/2011 (п. 31) модели ЕЭК ООН, так как в перечне поддерживающих нормативных документов (ТР ТС 012/2011) представлены ГОСТ Р серии 51330, основанные на устаревших нормах безопасности, разработанных в 70-х гг. прошлого века и не соответствующие современным нормам взрывобезопасности (МЭК серии 60079, изданной в 2010-2013 гг.) в части классификации параметров взрывобезопасности, маркировки взрывозащиты, конкретных требований к отдельным видам взрывозащиты. Принципиальным отличием в этом плане является то, что обновление нормативной базы в модели технического регулирования ЕЭК ООН не зависит от каких-либо наднациональных структур, перечень стандартов, предусматривающих презумпцию соответствия модели ЕЭК ООН, обновляется в зависимости от выхода стандартов МЭК и ИСО, при этом предыдущее издание должно быть исключено из обращения в течение трех лет. А в ТР ТС 012/2011 перечень стандартов, поддерживающих ТР, утверждается ТС, что является элементом административно-командной системы управления, несовместимым с рыночной моделью экономики.

В России в целях устранения технических барьеров при вступлении в ВТО осуществление подобной технической политики представляется абсурдом на фоне глобализации мировой экономики, основанной на единой законодательной нормативно-правовой базе. Техническая политика, ориентирующая отечественного производителя на нормы безопасности, не соответствующие нормам, установленным в современных международных стандартах (как показывает перечень нормативно-технических документов к ТР ТС 012/2011), создает условия для производства продукции, заведомо неконкурентоспособной на внешнем рынке. Возможные последствия для производителей такой продукции не требуют комментариев.

Представленный в ТР ТС 012/2011 перечень нормативно-технической документации, предусматривающий использование стандартов, разработанных в 1970-2013 гг., не отвечает целям и задачам ТР и противоречит международной практике технического регулирования. Отсутствие в основе ТР ТС 012/2011 единой законодательной нормативной базы, безусловно, ставит в тупик все попытки сближения принципов технического регулирования с международными нормами, исключает возможность согласования национальных правовых норм с международными, не способствует развитию инновационных процессов у изготовителей Ex-оборудования, в интересах которых проводятся реформы.

Перечень нормативно-технических документов, поддерживающих ТР ТС 012/2011, должен определять формирование обязательных норм взрывобезопасности, основанных на последних изданиях стандартов МЭК, соответствующих современному технологическому уровню Ex-оборудования и гарантирующих изготовителю конкурентоспособность продукции на внешнем рынке.

Проблемы гармонизации национальных стандартов безопасности Ex-оборудования, вызванные российской практикой (ГОСТ Р серии 51330, ГОСТ серии 30852, ГОСТ Р серии 52350, ГОСТ серии 31610, ГОСТ Р МЭК серии 61241, ГОСТ Р МЭК серии 60079, ГОСТ МЭК серии 60079, ГОСТ Р ЕН серии 13463, ГОСТ Р ЕН серии 1127, ГОСТ Р ЕН серии 54069, ГОСТ ИСО МЭК серии 80079), противоречащей тенденциям международной стандартизации, где происходит объединение стандартов, сокращение их числа, интеграция европейских норм безопасности в международные стандарты, в значительной степени обусловлены неспособностью руководства национального ТК 403 "Оборудование для взрывоопасных сред" осуществлять координацию работ с ТК 31, ПК 31М МЭК и планами международной системы сертификации МЭКЕх.

Подобная практика, наряду с игнорированием мнений при обсуждении проектов стандартов ведущих отечественных производителей Ex-оборудования, которые сами должны определять техническую политику в условиях рыночной экономики и в соответствии с существующей международной практикой, приводит к непрофессиональному нормотворчеству и справедливо вызывает негативную реакцию у представителей заводов-изготовителей Ех-оборудования.

В части еще одной составляющей технического регулирования - оценки соответствия - ТР ТС 012/2011 содержит наибольшее число расхождений с международной моделью ЕЭК ООН. Создание в России единой национальной системы аккредитации органов по сертификации (ОС) и испытательных лабораторий (ИЛ), функционирующих, соответственно по ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025, является лишь необходимым условием на пути сближения норм и правил аккредитации применительно к любым ОС и ИЛ с международными нормами. Достаточным же условием соответствия международным нормам при аккредитации ОС и ИЛ в области Ех-оборудования является выполнение также требований к компетентности экспертов и требований к персоналу ИЛ, установленных в Системе сертификации персонала МЭКЕх (при этом один из членов группы экспертов по аккредитации должен быть специалистом по взрывозащите).

Оценка соответствия Ех-оборудования, представленная в ТР ТС 012/2011, основанная на устаревших общих правилах Системы сертификации ГОСТ Р, не соответствует принципам технического регулирования, установленным в модели ЕЭК ООН, правилам и процедурам Схемы МЭКЕх, полноправным членом которой является Россия, не позволяет реализовать в полной мере положения п. 4 ст. 4 гл. 1 ФЗ № 184, п. 2 ст. 3 ФЗ № 4125, устанавливающих приоритет международных документов, признаваемых Россией, учитывающих особенности оценки соответствия Ех-оборудования. Кроме того, отсутствие упрощенного механизма введения в действие правил сертификации, рабочих документов Схемы МЭКЕх не позволяет гармонизировать процедуры испытаний оборудования для взрывоопасных сред с правилами и процедурами, действующими в международной системе сертификации Ех-оборудования.

Проблема профессиональной подготовки специалистов в области Ех-оборудования сегодня приобретает особое значение в связи с переходом в международной практике от применения общих предписывающих инструкций по безопасности к применению инструкций, направленных на выполнение конкретных задач по изготовлению, монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту Ех-оборудования, обеспечивающих более эффективное выполнение требований безопасности при выполнении поставленных задач. Такой подход также будет способствовать созданию международной структурированной квалификационной системы оценки компетентности персонала, которая может использоваться в любом секторе промышленности, где применяется Ех-оборудование.

Следует также отметить, что существенным недостатком ТР ТС 012/2011 является отсутствие в нем принципов формирования требований к компетентности персонала на основе международной квалификационной системы, обеспечивающих гарантию минимизации риска воспламенения взрывоопасной среды и необходимый минимальный уровень знаний персонала, связанного с Ex-оборудованием и осуществляющего функции в области проектирования, выбора, монтажа, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования для взрывоопасных сред.

Эдуард Петрович НАБОКОВ - кандидат технических наук, эксперт по сертификации систем менеджмента качества, руководитель отдела систем менеджмента Межотраслевого органа сертификации "Сертиум" (НФ "МОС "Сертиум")Источник:www.ria-stk.ru № 10 (928) 2014 г.

<<< к другим материалам