Online консультант сайта ЦНТД Регламент

Техническое регулирование. Проблемы и решения.

Актуальные вопросы по применению Технических Регламентов Таможенного Союза

При изготовлении продукции, на которую распространяется действие ТР ТС "О безопасности мяса и мясной продукции" (TP ТС 034/2013) (в рецептуре продукции мясо птицы по массе в совокупности не превышает массу продуктов убоя других продуктивных животных), считать ли мясо птицы "мясным ингредиентом" при отнесении продукции к определенной группе (мясной, мясорастительной и др.)?

П. 4 TP ТС 034/2013, принятого Решением Совета ЕЭК от 9 октября 2013 г. № 68 (далее - Решение № 68), установлено, что данный TP ТС не распространяется в том числе на мясо птицы и продукты его переработки, а также пищевую продукцию, в рецептуре которой мясо птицы и продукты его переработки по массе в совокупности превышают продукты убоя других продуктивных животных, а также на пищевую продукцию, в которой в соответствии с рецептурой содержание мясных ингредиентов составляет менее 5%.

П. 5 TP ТС 034/2013 определено понятие "мясной ингредиент" - составная часть рецептуры". Это составная часть рецептуры пищевого продукта, который является продуктом убоя или продуктом, полученным в результате переработки продуктов убоя, и который не содержит кость в процессе изготовления колбасных изделий (за исключением колбасных изделий из термически обработанных ингредиентов, технологические особенности производства которых допускают варку мяса на кости с последующим отделением кости и использование бульона), либо содержит костные включения (при использовании мяса механической обвалки (дообвалки)), либо содержит кость (при изготовлении продукции из анатомически целого куска мяса на кости).

Исходя из определения понятия "продукт убоя", установленного указанным пунктом 5 TP ТС 034/2013, мясо птицы не относится к продуктам убоя продуктивных животных, на которые распространяется действие TP ТС 034/2013, и не является мясным ингредиентом.

П. 5 TP ТС 034/2013 определены понятия "немясной ингредиент", "рецептура мясной продукции", "мясной продукт", "мясосодержащий продукт", "мясорастительный продукт" и "растительно-мясной продукт".

По используемой изготовителем в процессе производства рецептуре мясной продукции устанавливается принадлежность мясной продукции к группам мясных, мясосодержащих, мясорастительных или растительно-мясных продуктов.

Следует отметить, что Решением № 68 предусмотрено вступление TP ТС 034/2013 в силу с 1 мая 2014 г. , за исключением, в том числе, разд. XI (в части обязательного указания в маркировке мясной продукции информации о группе мясной продукции), который вступает в силу после разработки соответствующих межгосударственных (региональных) стандартов, содержащих правила и методы отнесения мясной продукции к группам (мясной, мясосодержащей, мясорастительной, растительно-мясной), и внесения их в перечень стандартов, определенный п. 3 ст. 6 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г.

Разд. III TP ТС 034/2013 определены правила идентификации продуктов убоя и мясной продукции. Согласно п. 6 TP ТС 034/2013, идентификация продуктов убоя и мясной продукции осуществляется заявителем, органами государственного контроля (надзора), органами, осуществляющими таможенный контроль, органами по оценке (подтверждению) соответствия, а также другими заинтересованными лицами без проведения исследований (испытаний) путем сравнения наименований продуктов убоя и мясной продукции, указанных в составе маркировки или в товаросопроводительной документации, с предусмотренными п. 5 TP ТС 034/2013 наименованиями продуктов убоя и мясной продукции.

В соответствии с п. 1 ч. 4.1 ст. 4 ТР ТС "Пищевая продукция в части ее маркировки" (TP ТС 022/2011) маркировка упакованной пищевой продукции, в том числе, должна содержать условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены ТР ТС на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки.

В связи с этим необходимо приводить информацию об условиях хранения продукта после вскрытия упаковки. Для обоснования данной фразы проводятся "ресурсные испытания", однако для водки методики таких ресурсных испытаний не разработаны.

Просим разъяснить требования ТР ТС 022/2011 в отношении маркировки водки в части информации об условиях хранения продукции после вскрытия упаковки при условии, что срок годности данного продукта не ограничен.

Также просим сообщить идентификационные данные методики, в соответствии с которой можно провести ресурсные испытания такой продукции, как "водка" и "особая водка".

Требования безопасности пищевой продукции устанавливаются ТР ТС "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), принятым Решением Комиссии ТС от 9 декабря 2011 г. № 880.

Требования к маркировке пищевой продукции устанавливаются ТР ТС 022/2011, принятым Решением Комиссии ТС от 9 декабря 2011 г. № 881.

Согласно подп. 6 п. 1 ч. 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011, условия хранения пищевой продукции после вскрытия упаковки в маркировке пищевой продукции указываются в случае, если качество и безопасность продукции изменяются после вскрытия упаковки. При этом следует отметить, что в соответствии с ч. 6 ст. 7 ТР ТС 021/2011 сроки годности и условия хранения пищевой продукции устанавливаются изготовителем. Маркировка пищевой продукции, в отношении которой изготовителем устанавливается неограниченный срок годности, должна дополняться надписью "Срок годности не ограничен при соблюдении условий хранения" (п. 4 ч. 4.7 ст. 4 ТР ТС 022/2011).

В соответствии с п. 2 ст. 20 ТР ТС 021/2011 методы исследований (испытаний) и измерений пищевой продукции устанавливаются в Перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований ТР ТС 021/2011 и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

П. 3 ч. 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011 установлено, что в маркировке упакованной пищевой продукции могут быть указаны дополнительные сведения. Дополнительные требования к маркировке упакованной пищевой продукции, не противоречащие требованиям ТР ТС 022/2011, могут быть установлены в ТР ТС на отдельные виды пищевой продукции (п. 4 ч. 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011).

Постановлением Правительства Российской к Федерации от 9 марта 2010 г. № 132 утвержден перечень пунктов ТР Республики Казахстан, являющейся государством-участником ТС, которые содержат обязательные требования в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Согласно п. 3 данного постановления, заявитель, в том числе, вправе самостоятельно выбрать режим технического регулирования, в соответствии с которым будет осуществляться оценка соответствия обязательным требованиям, предусмотренным указанным перечнем.

Почему при маркировании продукции мы не имеем права учитывать требования российского законодательства к маркировке отдельных видов продукции?

Имеют ли право контролирующие органы при проведении надзорных мероприятий требовать исполнения всех пунктов ТР Республики Казахстан "Требования к безопасности рыбы и рыбной продукции" (Постановление Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 г. № 132), в частности п. 57, при этом не учитывая требования нормативных документов в области стандартизации, действующих на территории Российской Федерации и устанавливающих требования к маркировке отдельных видов рыбной продукции?

В соответствии с п. 3.1 Решения Комиссии ТС от 9 декабря 2011 г. № 880 (в редакции Решения Коллегии ЕЭК от 11 июня 2013 г. № 129) требования ТР ТС "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии ТС от 9 декабря 2011 г. № 880, не распространяются на рыбу, рыбную продукцию и связанные с ними процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации. До дня вступления в силу ТР ТС, устанавливающего требования к рыбе, рыбной продукции и связанным с ними процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении такой продукции и процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации действуют положения нормативных правовых актов ТС или законодательства государства-члена ТС и ЕЭП (далее - государство-член).

Следует отметить, что в соответствии с "пакетным" принципом установления требований в ТР ТС в сфере безопасности пищевой продукции и с учетом положений ст. 39 ТР ТС 021/2011 действие ТР ТС "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), утвержденного Решением Комиссии ТС от 9 декабря 2011 г. № 881, также не распространяется на рыбу и рыбную продукцию до вступления в силу в отношении рыбы, рыбной продукции и связанных с ними процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации положений ТР ТС 021/2011 и соответствующего ТР ТС на отдельные виды пищевой продукции, устанавливающего требования к такой продукции и связанным с требованиями к ней процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Одновременно сообщаем, что, согласно п. 2 ст. 3 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г., для продукции, включенной в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ТС, утвержденный Решением Комиссии ТС от 28 января 2014 г. № 526 (в редакции Решения Совета ЕЭК от 23 ноября 2012 г. № 102), для которой не вступили в силу ТР ТС, действуют нормы законодательства ТС и законодательств государств-членов в сфере технического регулирования.

Консервированные продукты из рыбы, пресервы из рыбы, икра осетровых (черная икра) и икра, изготовленная из икринок прочих рыб (консервированная), консервированные продукты из ракообразных, моллюсков и прочих беспозвоночных включены в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках ТС с выдачей единых документов, утвержденный Решением Комиссии ТС от 7 апреля 2011 г. № 620.

Согласно п. 3 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - ФЗ), до дня вступления в силу соответствующих ТР утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Указанные перечни утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982.

Кроме того, до дня вступления в силу ТР в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации Правительством Российской Федерации могут вводиться обязательные требования в отношении таких видов продукции и (или) процессов (п. 6.2 ст. 46 ФЗ). Если в отношении продукции и связанных с требованиями к ней процессов введены такие требования, заявитель вправе самостоятельно выбрать тот режим технического регулирования, в соответствии с которым будет осуществляться оценка соответствия требованиям, указанным в п. 1 либо в п. 6.2 ст. 46 ФЗ. При выборе режима технического регулирования требования к продукции и процессам, установленные в соответствии с другим режимом, для целей оценки соответствия не применяются (п. 7 ст. 46 ФЗ).

Являются ли "колбасным изделием" или "продуктом из мяса" в соответствии с терминами, установленными в TP ТС 034/2013, продукты из свинины, изготовленные из измельченных мясных ингредиентов и сформованные в оболочку (например, ветчины вареные рубленые и другие аналогичные продукты)?

Соответствует ли термину "паштет" имеющее мажущуюся консистенцию изделие колбасное, в рецептуру которого входят вареные и (или) бланшированные и сырые мясные ингредиенты, в процессе приготовления фарша подвергающиеся варке при температуре 60-70 С (в куттере-варщике, смесителе-гомогенизаторе и др.)? В данном случае фарш формуют в колбасные оболочки и варят либо фаршем заполняют формы и запекают до готовности к употреблению.

П. 5 ТР ТС "О безопасности мяса и мясной продукции" (TP ТС 034/2013), принятого Решением Совета ЕЭК от 9 октября 2013 г. № 68, определены понятия "продукт из мяса", "колбасное изделие" и "паштет".

Кроме того, в целях установления соответствия продуктов убоя и мясной продукции своему наименованию идентификация продуктов убоя и мясной продукции осуществляется путем сравнения внешнего вида и органолептических показателей с признаками, определенными стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований TP ТС 034/2013, установленных перечнем стандартов, применяемых для целей оценки (подтверждения) соответствия TP ТС 034/2013, или с определенными технической документацией признаками, в соответствии с которыми изготовлены продукты убоя и мясная продукция (п. 7 TP ТС 034/2013).

Обращаем внимание, что Решением Коллегии ЕЭК от 26 мая 2014 г. № 81 утверждены перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований TP ТС 034/2013, и перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований TP ТС 034/2013 и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Источник: РИА СТК № 1-2015

<<< к другим материалам