Online консультант сайта ЦНТД Регламент
RSS-канал. Новостная лента сайта ЦНТД Регламент

Новостная лента

03.04.2013

Необходимое условие-эквивалентность и прозрачность

В московском Центре международной торговли состоялась конференция по вопросам эквивалентности технических регламентов (ТР) и стандартов. В мероприятии приняли участие представители экономического форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС), государственных органов власти, министерств и ведомств, эксперты и специалисты-практики.

Конференция прошла при поддержке Министерства экономического развития РФ и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Ее организатором стал НИИ "Интерэкомс"-консультационная компания ООН по промышленному развитию.

В ходе работы конференции были рассмотрены вопросы оценки эквивалентности ТР, национальных и международных стандартов с учетом принципов технических барьеров в торговле (ТБТ) Всемирной торговой организации (ВТО) и приоритетов АТЭС, провозглашенных в декларации лидеров АТЭС на саммите во Владивостоке.

С докладами выступили: В.Н. Корешков - член Коллегии (министр) по вопросам технического регулирования Евразийской экономической комиссии, В.Ю. Саламатов - генеральный директор Центра международной торговли, Е.Р. Петросян - заместитель руководителя Росстандарта, председатель подкомитета АТЭС по стандартам и соответствию, Ю.И. Мхитарян - генеральный директор НИИ "Интерэкомс" и др.

Выступавшие отметили, что гармонизация и прозрачность технических требований являются необходимым условием для расширения международной торговли безопасными товарами и основой процветания экономик стран во всем мире, а также обсудили необходимость расширения информационного обмена для снижения ТБТ и сближения законодательств в области ТР на основе применения наилучших практик, вопросы применения стандартов в различных областях деятельности и др.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (IATT) ВТО способствовало существенному снижению уровней тарифов: с 40% при вступлении в силу в 1948 г. до 4% к концу Уругвайского раунда в декабре 1993 г. Однако уровень защиты внутреннего рынка за счет принятия технических регламентов и стандартов существенно возрос. Обязательные требования к качеству продукции, процессам ее производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации постепенно переросли в торговые барьеры, поэтому необходимо создавать механизмы, позволяющие максимально избежать тех препятствий в торговле, которые могут быть заложены в ТР, стандартах и процедурах оценки соответствия.

В Соглашении по тарифам и торговле ВТО сформулированы пять основных принципов устранения ТБТ:

o следование фундаментальным принципам ГАТТ по поддержанию не дискриминационного и национального режима при применении технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия;

o гарантирование, что ТР, стандарты и процедуры оценки соответствия не разрабатываются, принимаются или применяются для создания избыточных барьеров в торговле;

o использование, когда это возможно,

международных стандартов в качестве основы для разработки национальных ТР и процедур оценки соответствия (принцип гармонизации); o учет и признание зарубежных ТР эквивалентными национальным, если они позволяют достичь тех же целей, ради которых разработаны или разрабатываются национальные ТР (принцип эквивалентности);

o проведение консультаций между странами с целью перехода к механизмам взаимного признания результатов оценки соответствия.

Максимальная прозрачность системы и процедуры технического регулирования достигается путем обязательного опубликования специальных уведомлений и создания информационного центра по вопросам технического регулирования.

В.Н. Корешков, говоря о выполнении требований ВТО по ТБТ на пространстве стран Таможенного союза, отметил, что в договорно-правовой базе ТС важное место занимает Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, которое основано на принципах и нормах Соглашения ВТО по ТБТ.

Требования ТР должны в равной мере применяться к продукции как произведенной в государствах ТС, так и ввозимой на единую таможенную территорию ТС, что позволит исключить возможность установления неравных режимов для национальных и зарубежных производителей.

Большой интерес у участников конференции вызвала информация о ТР ТС, которые будут приняты уже в ближайшее время. "В 2013 г. мы вправе ожидать появления 13 техрегламентов, затрагивающих пищевую, машиностроительную и транспортную отрасли, электромагнитную совместимость и др. Для введения в действие шести технических регламентов будет предусмотрен переходный период. Еще десять технических регламентов вступят в силу в 2014 - 2015 гг.", - сказал В.Н. Корешков.

В.Ю. Саламатов, выступая с докладом Важность признания эквивалентности требований для целей международной торговли", отметил, что "с учетом стратегической цели формирования единого рынка со странами Европейского союза можно выразить стратегическую цель формируемой системы технического регулирования ТС как достижение соотносимости знаков ЕАС и СЕ. Одновременно следует сформулировать и другую стратегическую цель - это расширение зоны действия знака ЕАС на территории постсоветского пространства".

. В настоящее время в ТС идет процесс формирования единой системы технического регулирования с отказом от установления национальных дополнительных требований к продукции и процедур подтверждения соответствия. Самая высокая гармонизация в странах ТС достигнута в области ТР на электрооборудование.

Большинство ТР ТС соответствуют новому европейскому подходу. Ряд регламентов соответствует старому европейскому подходу, т.е. содержит четкие допустимые уровни параметров безопасности. В некоторых регламентах будут совмещаться оба подхода.

С большим интересом было выслушано выступление Е.Р. Петросяна "Принципы эквивалентности ТБТ ВТО. Практика и перспективы применения".

Основные принципы данного соглашения следующие:

o гармонизация ТР, стандартов и процедур оценки соответствия;

o взаимное признание или эквивалентность ТР и стандартов;

o взаимное признание результатов

оценки соответствия;

o прозрачность.

"Соблюдение этих требований и последовательность установления их эквивалентности, - отметил Е.Р. Петросян, - помогает определить, что продукция, удовлетворяющая национальным требованиям, соответствует требованиям страны-импортера, дает возможность учитывать документы по оценке соответствия в другой стране (учитывать сертификаты и принимать декларации от зарубежных поставщиков) и позволяет избежать двойного подтверждения соответствия в стране-импортере, поскольку по протоколам испытаний можно судить о соответствии (эквивалентности процедур испытаний и показателей).

Также можно говорить о том, что если мы будем соблюдать принципы ВТО по ТБТ, мы сможем понять широту применения международных стандартов (их эквивалентности национальным стандартам), гармонизировать методы измерений и испытаний, определить избыточность или недостаточность требований ТР и стандартов и развивать альтернативные методы надзора на рынке".

Ю.И. Мхитарян выступил с докладом "Развитие принципов технического регулирования для повышения эффективности национальных экономик". Такими принципами, по мнению докладчика,

являются:

o приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; o обеспечение ответственности за безопасность продукции (товаров, работ, услуг);

o регулирование всех видов деятельности, включая органы государственного, муниципального управления и самоуправления;

o направленность на повышение качества продукции (товаров, работ, услуг);

o проведение работ по оценке соответствия и регулирующего воздействия как мер определения результативности и эффективности технического регулирования, гармонизация и эквивалентность ТР и национальных стандартов по отношению к международным стандартам;

o применение саморегулирования для осуществления технического регулирования деятельности участников рынка.

"Применяя такой подход, - отметил Ю.И. Мхитарян, - будет возможно создать новые векторы развития национальных экономик и условия их сбалансированного регулирования, а также восполнить последствия провалов системы финансовых рынков и финансовых инструментов".

В заключение хотелось бы сказать о регулятивном сотрудничестве в АТЭС. Е.Р. Петросян отметил, что в 2012 г. оно было весьма продуктивным. Деятельность АТЭС по сотрудничеству и в дальнейшем будет сфокусирована на областях, где достижимы осязаемые экономические выгоды. Принципы сотрудничества будут способствовать достижению наилучших результатов в области создания рабочих мест, продвижения инноваций и устойчивого роста как в регионе, так и на глобальном уровне.

Источник: www.ria-stk.ru

<<< к другим новостям