Online консультант сайта ЦНТД Регламент
RSS-канал. Новостная лента сайта ЦНТД Регламент

Новостная лента

28.06.2023

В декабре 2024 года вступит в силу ГОСТ 33435-2023 "Устройства управления, контроля и безопасности железнодорожного подвижного состава. Требования безопасности и методы контроля"

Межгосударственный стандарт, разработанный АО "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте" (АО "НИИАС") в рамках программ национальной и межгосударственной стандартизации в части работ ТК 045/МТК 524 "Железнодорожный транспорт", распространяется на устройства управления, контроля и безопасности, вновь разрабатываемые (модернизируемые) или приобретаемые у государства, принявшего стандарт, или иностранного поставщика, которыми в соответствии с нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт, и (или) заказчика железнодорожного подвижного состава оснащается железнодорожный подвижной состав, обращающийся на железных дорогах государства, принявшего стандарт.

ГОСТ 33424-2023 разработан взамен ГОСТ 33435-2015.

ГОСТ 33435-2023 устанавливает требования к изделиям в соответствии с их видами, выполняемыми ими функциями и условиями их эксплуатации, включая требования, отнесенные к требованиям безопасности, в том числе к требованиям пожарной безопасности в соответствии с положениями законодательства, национальными стандартами и нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт, и методы контроля соответствия этим требованиям.

Разработанный документ предназначен для применения при решении следующих задач:

В том числе, методы контроля ГОСТ 33425-2023 могут быть применены при испытаниях тягового железнодорожного подвижного состава и самоходного специального железнодорожного подвижного состава.

При пересмотре стандарта был откорректирован перечень функций, выполняемых устройствами управления, контроля и безопасности (в том числе пересмотрен перечень функций, относящихся к функциям безопасности), а также определены требования по уровню полноты безопасности, предъявляемые к данным функциям, и среднее время наработки на отказ. Добавлены дополнительные функции, необходимые для работы оборудования автоматического управления железнодорожным подвижным составом (без участия машиниста). Откорректированы требования по объему проводимых испытаний готовой продукции. Произведена корректировка выявленных ошибок и опечаток в действующем ГОСТ 33435-2015, актуализированы ссылки на стандарты и иные нормативные документы. Откорректированы требования, противоречащие действующим национальным и межгосударственным стандартам. С целью исключения возникновения подобных несоответствий часть конкретных требований заменена ссылками на соответствующие межгосударственные стандарты. Исключено дублирование отдельных положений стандарта.

Обоснование целесообразности пересмотра межгосударственного стандарта осуществлялось по итогам практического применения ГОСТ 33435-2015, в том числе в части разработки и испытания систем управления подвижным составом с 4-м уровнем автоматизации по МЭК 62290-1:2014 (без участия машиниста).

Накопленный практический опыт разработки и испытания систем автоматизированного управления подвижным составом указал на некорректность подхода, при котором единые требования предъявляются одновременно ко всем функциональным компонентам подобных систем.

В целях исключения избыточных требований к автоматизированным системам управления железнодорожным подвижным составом рассматривались отдельно следующие функции системы:

Особые требования в ГОСТ 33434-2023 предъявляются к впервые вводимой функции автоматического обнаружения препятствий на пути следования, которую в автоматизированных системах управления подвижным составом, как правило, выполняют системы технического зрения. Требования к уровню полноты безопасности данной функции неоднозначные и могут изменяться в зависимости от полигона обращения подвижного состава. В частности, при эксплуатации подвижного состава на закрытом полигоне, где вероятность появления на железнодорожных путях автотранспортных средств, людей и крупных животных сведена к минимуму, требования к уровню полноты более щадящие, чем при эксплуатации подвижного состава на открытом полигоне, где маршруты движения транспорта, людей или животных пересекают железнодорожные пути на одном уровне.

В том числе в ГОСТ 33435-2023 введены следующие новые термины и их определения: безопасность функционирования, безопасное состояние железнодорожного подвижного состава, внешняя электрическая цепь, внутренняя электрическая цепь, изделие с измерительными функциями, изделие с функциями безопасности, изделие с функциями информационного обмена, измерительные функции, калибровка средств измерений, контроль (качество изделий), оболочка, опасное состояние, оценка соответствия, поверка средств измерений, средство защиты информации, средство измерений, техническая документация (на продукцию), тип средств измерений, угроза безопасности, устройство управления, контроля и безопасности железнодорожного подвижного состава, утверждение типа средств образцов или типа средств измерений, функции безопасности, функции информационного обмена.

Стандарт разрабатывался с января 2021 г. За время публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта и неоднократного рассмотрения его окончательной редакции разработчику поступило более ста сорока замечаний и предложений, в том числе от следующих организаций: ОАО "РЖД" (его структурных подразделений и филиалов), АО "Синара-Транспортные Машины", ООО "НПО САУТ", АО "ЭЛАРА", ООО "Уральские локомотивы", ООО "ИЦ "Привод-Н", АО "ВНИИЖТ", АО "ВНИКТИ", ТОО "Проммашкомплект", а также от других организаций - членов ОПЖТ и ТК 045.

С целью рассмотрения и согласования предложений по проекту стандарта в 2020 г. в ОПЖТ была создана Рабочая группа по разработке документов по стандартизации в области управления железнодорожным подвижным составом в автоматическом режиме, утвержденная распоряжением Президента ОПЖТ от 6 октября 2020 г. N 2/р. В рабочую группу вошли основные производители и потребители железнодорожного подвижного состава и составных частей. Благодаря заинтересованности большого круга лиц в разработке стандарта были учтены все необходимые требования, предъявляемые к устройствам управления, контроля и безопасности железнодорожного подвижного состава, которые были включены в окончательную редакцию утвержденного документа.

Протоколом от 28 апреля 2023 г. N 161-П стандарт принят по результатам голосования в АИС МГС. За его принятие проголосовали: Беларусь, Киргизия, Казахстан, Россия и Узбекистан.

В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 мая 2023 г. N 340-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33435-2023 вводится в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2024 г. с правом досрочного применения.

Источник: opzt.ru/news/

<<< к другим новостям